В «КругоСветку» по Москве

№ 6(33)’2014
PDF версия
Международный фестиваль «Круг Света», организованный Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы, прошел этой осенью в четвертый раз и стал самым масштабным за свою историю: количество площадок, начиная с 2011 г. увеличилось почти втрое. Наш фотокорреспондент Андрей Хамункин (a@and-a.ru) полюбовался тем, как художникам и светодизайнерам с помощью ярких и подчас неожиданных инсталляций удалось на пять дней почти полностью изменить архитектурное пространство и фасады самых узнаваемых зданий Москвы.

В России уличное освещение появилось еще при правлении Петра I. Чтобы отметить победу над шведами, в 1706 г. государь повелел вывесить фонари на фасадах домов возле Петропавловской крепости. А в 1718 г. петербургские улицы освещали уже фонари стационарные. Как гласит история, по-настоящему «регулярное» уличное освещение было введено в 1723 г., когда на главной «артерии» тогдашней столицы — Невском проспекте — были установлены масляные фонари.

«Днем рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 г., когда по велению императрицы Анны Иоанновны московский Магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей».

Примерно через полтора столетия, 15 мая 1883 г., в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона. Этот день можно считать началом создания в столице системы, обеспечивающей наружное электрическое освещение.

Первые электрические фонари в Москве

Первые электрические фонари в Москве были немецкими, и питала их током первая городская электростанция, построенная в 1888 г. германской фирмой «Сименс-Гальске»

С 1954 г. на московских улицах начинается установка светильников с газоразрядными лампами: люминесцентными и ртутными (ДРЛ), а 1975 г. стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. Поначалу это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.

Иллюминация Москвы в 1883

Иллюминация Москвы в 1883 г. по случаю коронации Александра III.
Художник Алексей Петрович Боголюбов

Давно уже прошли те времена, когда жизнь горожан замирала на ночь. Сейчас просто невозможно представить себе мегаполис без ярких огней и уличного освещения. Залитые светом фонарей улицы нам так же привычны, как водопровод в домах, электричество и общественный транспорт (развитие которого, кстати, идет рука об руку с последними светотехническими новинками).

Коронация Николая II. Иллюминация

Коронация Николая II. Иллюминация

Над подсветкой архитектурных сооружений Москвы трудятся профессиональные дизайнеры, осветители, архитекторы. Создаются специальные проекты по освещению той или иной улицы в целом, а не просто отдельного здания. Один из таких проектов — Московский международный фестиваль «Круг Света», идея которого родилась года четыре назад в кабинете мэра Москвы Сергея Собянина. Цель этого праздника — разнообразить и сделать более интересным, дружелюбным и запоминающимся облик ночного города.

Празднование 800-летия Москвы в 1947 г.

Празднование 800-летия Москвы в 1947 г.

Я присутствовал на фестивале в четвертый раз и не могу не отметить, что в этом году организаторы подошли к проведению светового шоу еще более основательно. Световой «трансформации» в этот раз подверглись уже семь площадок: Останкино, Большой театр, ВДНХ, Музей-заповедник Царицыно, улица Кузнецкий мост, Манежная площадь (там было выстроено специальное мультимедийное сооружение «Медиа Куб») и Digital October (бывшая фабрика «Красный Октябрь»).

 Ожившие скульптуры на главных воротах ВДНХ

Ожившие скульптуры на главных воротах ВДНХ

Основная и одна из самых интересных площадок была на Останкинском пруду. Подготовка началась еще с лета, уже тогда на Останкинскую башню была смонтирована вся «одежда» для подсветки башни. Я не случайно употребил слово «одежда»: все конструкции были смонтированы либо на уже существующие ранее крепления, либо, к примеру, светодиодные сетки были просто обернуты вокруг башни и не имели дополнительных специальных креплений, т. е. в стенах телебашни не появилось дополнительных отверстий, которые могли бы ей навредить.

Останкинский пруд

Останкинский пруд

Количество желающих посмотреть шоу «Кругосветное путешествие» било все рекорды. Проходя по закрытой для движения транспорта 1-й Останкинской улице, вспомнил, как еще ребенком с мамой возвращался с лазерного шоу Жана Мишеля Жара на Воробьевых горах в 1997 г. — тогда были перекрыты несколько станций метро, боялись давки.

К началу представления я успел вовремя, и мне очень повезло, я пробрался прямо к сцене, в первый ряд, решив, что оттуда должен был быть самый лучший вид. Буйство красок на установленных в пруду фонтанах в сочетании со световыми переливами на башне изначально поражало зрителей своим великолепием. И вот началось главное шоу! Представление происходило на сцене, и в тот же самый момент весь пруд превращался в не менее грандиозные «подмостки» — глаза просто разбегались! К сожалению, пруд слишком большой, чтобы можно было уследить за всеми «светопреставлениями» с одной точки. По замыслу авторов, к Останкинской телебашне в гости приходили ее собратья из других стран. Музыкально-танцевальные номера захватывали дух, мне хотелось одновременно и смотреть, и снимать. Ярчайшим шлейфом, кодой представления стал продолжительный салют над телебашней и вокруг нее. Кажется, я никогда еще не видел ничего подобного! В эти моменты было очень обидно, что рядом со мной не было моей мамы, коллег, друзей и любимой девушки, с которыми так хотелось поделиться эмоциями, рожденными этой световой феерией.

После шоу я отправился на ВДНХ, где проходил конкурс по «видео-мэппингу» «АРТ ВИЖН», знаковый для его участников — профессионалов и начинающих специалистов из 25 стран мира. Название «видео-мэппинг» (3D mapping) имеет английские корни (video — «видео», mapping — «отражение», «проецирование»). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.

Павильон Космос (ВДНХ, «АРТ ВИЖН»)

Павильон Космос (ВДНХ, «АРТ ВИЖН»)

При входе меня приветствовали ожившие фигуры на главных воротах, а за ними, на территории ВДНХ, демонстрировали работы 63 участника конкурса. Они были представлены в трех номинациях: классический архитектурный «видео-мэппинг» (Сlassic), cовременный «видео-мэппинг» (Modern), а также «виджеинг» (VJ). Помимо конкурсных работ, можно было наблюдать многочисленные световые инсталляции и арт-объекты, выполненные различными художниками и светодизайнерами. Из всего разнообразия мне больше понравилась идея с павильоном «Космос» и ракетой (номинация «виджеинг»), когда ракета взлетала, и вокруг нее проносились планеты, кометы. Надо сказать, это была удачная находка художников для воплощения своих творческих замыслов: в большинстве случаев у меня действительно возникало ощущение, что ракета летит.

Невозможно было пройти мимо самого главного павильона ВДНХ (номинация «классический видео-мэппинг»): здание внушительной сталинской архитектуры вдруг оживало и начинало качать колоннами, а потом превращалось в старую заброшенную постройку, рушилось и вовсе пропадало из вида.

Путешествуя от здания к зданию по аллеям ВДНХ и отдавая должное буйному полету фантазии светохудожников, я неоднократно испытывал желание попасть внутрь некоторых объектов, чтобы сфотографировать их «изнутри», настолько реалистичной была эта сказка.

Если же говорить о площадке у Большого театра, то здесь светопредставление было абсолютно не продумано: огромное количество зрителей Театральная площадь вместить не смогла, люди стояли аж до площади Революции. Во избежание транспортного коллапса Театральный проезд, разделяющий Театральную площадь на две части, решили не перекрывать, чем ограничили и без того плохой обзор всего происходящего на фасаде Большого театра. Чтобы что-то рассмотреть и, не менее важно, услышать звуковое сопровождение, нужно было находиться в непосредственной близости к происходящему.

Большой театр превратился в цирк

Большой театр превратился в цирк

Дабы в полной мере насладиться «ожившим» театром, несмотря на плотное движение машин по проезду и усиленное патрулирование площади сотрудниками правоохранительных органов, зрители перебегали улицу, кидались прямо под машины — столь велико было их желание оказаться как можно ближе к «экрану». Конечно, имелись и другие пути, в частности, подземный переход, но туда была очередь, в которой приходилось стоять не менее четверти часа. При этом от действительно достойных внимания светотехнических произведений постоянно отвлекала навязчивая реклама одного из известных банков. Увы, но по каким-то причинам все вечернее уличное освещение организаторам отключить не удалось, что тоже сильно мешало полностью погрузиться в мир игры света.

Фрагмент спектакля на Останкинском пруду

К сожалению, эти минусы весьма характерны для центра огромного мегаполиса, поскольку очень сложно найти компромисс между жителями и гостями столицы, между теми, кто хочет комфортно ехать по своим делам на авто, и теми, кто хочет любоваться творениями мастеров светового фестиваля.

Фрагмент спектакля на Останкинском пруду Финал шоу

Финал шоу

Уже сейчас, просматривая фотографии и видеозаписи прошедшего фестиваля, понимаю, что ни один объектив не сможет передать масштабность и грандиозность всего великолепия, отличавшего «Круг Света». В следующем году обязательно возьму с собой друзей, чтобы уже вместе восхищаться стройной игрой всех цветов радуги, их музыкальным ритмом, созданными руками талантливых художников. Это наше будущее, каким оно должно быть: красочное и позитивное. Show must go on!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *