Методы создания декоративной подсветки интерьера при помощи светодиодной ленты
Декоративную подсветку интерьера при помощи светодиодной ленты (СДЛ) мы разделили на три группы: к первой отнесли подсветку стекла и витражных систем, ко второй — подсветку отдельных декоративных элементов интерьера (зеркала, картины, плоские геометрические фигуры), а к третьей — подсветку закарнизных систем. Каждая из этих групп заслуживает отдельного внимания.
Подсветка декоративного стекла в интерьере
Декоративное стекло — один из популярных материалов для оформления жилых и офисных пространств. Обычно это стекла в межкомнатных дверях, зеркала, остекленные мебельные фасады, витражи. Наиболее впечатляющий декоративный эффект достигается при использовании привычного силикатного стекла, а не пластикового (органического). Световые эффекты на силикатном стекле смотрятся красивее, интерьер — роскошнее. Это в полной мере иллюстрируют фотографии проектов, представленные ниже, выполненных в студии художественного стекла Алексея Жогина (ООО «ТМ Арт-Гласс»).
Рассмотрим подробнее популярные техники подсветки стекла.
Торцевая подсветка
Для торцевой подсветки используется протяженный источник света, обычно СДЛ (рис. 1). На стекле создан рисунок при помощи пескоструйной технологии обработки стекла. Свет, распространяясь по поверхности стекла, начинает рассеиваться на сформированных углублениях, благодаря чему рисунок начинает светиться (рис. 2).
Виражная подсветка
Очень эффектно смотрится цветное декоративное силикатное стекло, подсвеченное светодиодами. Обычно такими витражными стеклами оформляют потолки и стеновые ниши (рис. 3). Существует два подхода к подсветке витражного стекла — боковое и прямое расположение светодиодов.
При боковом расположении светодиодов источники света расположены по краям (рис. 4а), благодаря чему внутреннее витражное пространство заполняется светом. Такая система обычно хорошо работает на небольших витражных стеклах размером менее 500 мм, расстояние от потолка до стекла обычно около 100 мм. Указанные размеры являются средними, по факту они могут быть больше или меньше. Каждая система индивидуальна, и конечный декоративный эффект зависит от степени рассеивания света стеклом, интенсивности свечения СДЛ и различного ее расположения. В таких системах наилучший эффект достигается путем моделирования, примерки и подбора различных комбинаций.
При прямом расположении светодиодов (прямой засветке), благодаря тому, что свет идет прямо, с наименьшим количеством отражений, наиболее эффективно освещается сам витраж (рис. 4б). Как правило, расстояние от стекла до источника света должно быть не менее 120 мм, иначе можно увидеть более яркие области света от светодиодов в виде полос или пятен. Как правило, в индивидуальных проектах такое расстояние подбирается на месте. Наиболее качественная подсветка может быть создана путем перебора таких параметров, как матовость стекла, расстояние от источника света до стекла, шаг между источниками света, интенсивность свечения и угол излучения.
Можно сократить расстояние между стеклом и источником света до 50 мм, если использовать специальные модули с линзами для сплошной засветки, которые формируют особую диаграмму распределения света — как бы растягивают световой поток, угол раскрытия луча при этом составляет 150–160°. Недостаток таких модулей — высокая цена по сравнению с СДЛ. Кроме того, такие модули обычно изготавливают в холодном белом свете, что не всегда хорошо для домашнего интерьера. Также эти модули нужно питать блоками питания, стабилизированными по току, что также неудобно для индивидуальных проектов.
Приведем конкретный пример.
Один из наших клиентов сделал по такой технологии подсветку потолка (рис. 4б). Только в данном случае вместо витража был использован полупрозрачный натяжной потолок. Чтобы определить, каким должно быть расстояние от СДЛ до натяжного потолка и какое расстояние нужно выдержать между лентами, клиент задавал эти вопросы на интернет-форумах. В итоге он сделал подсветку, выдержав 100 мм от СДЛ до потолка, но при подключении стали видны яркие полосы света, свет распределялся неравномерно, что в данном случае было неприемлемо. В результате пришлось снимать потолок и проводить ряд несложных экспериментов, чтобы достичь нужной равномерности, после чего переклевать СДЛ с нужным шагом и заново устанавливать натяжной потолок на другом уровне. Мы советуем при проектировании подобных систем опираться на экспериментальный опыт, а не на советы теоретиков.
Подсветка отдельных декоративных элементов интерьера (зеркала, картины, плоские геометрические фигуры)
Очень часто в интерьере имеются картины, зеркала и прочие декоративные геометрические фигуры, и у людей возникает естественное желание сделать подсветку этих объектов. Здесь также возможны два варианта: прямая подсветка стен (рис. 5) и подсветка вдоль стены (рис. 6).
Прямая подсветка стен требует расстояния между СДЛ и стеной минимум 50 мм. Такой тип подсветки дает хорошее распределение света. К недостаткам этой системы можно отнести необходимость резки и последующей пайки СДЛ по углам, а если планируется сложная геометрическая фигура, то таких операций потребуется много.
Подсветка вдоль стены требует меньшего расстояния до декоративного объекта, достаточно 20 мм. В этом случае нет необходимости резать СДЛ даже при формировании сложных геометрических фигур, поскольку при таком размещении она будет хорошо изгибаться. К недостаткам можно отнести возможность прямого попадания света в глаза, если резко посмотреть вдоль стены.
Этот недостаток можно исправить при помощи матовых рассеивателей.
Подсветка при помощи закарнизных систем
Подсветка закарнизных систем — наиболее распространенное использование СДЛ. Существуют различные методы установки лент, рассмотрим каждую подробнее.
Установка СДЛ на стену
В таком варианте размещения СДЛ (рис. 7а) светодиодная лента приклеивается на стену чуть выше уровня карниза или чуть ниже. При размещении СДЛ значительно ниже уровня карниза есть вероятность увидеть резкую границу света и тени на потолке, что будет выглядеть неэстетично. Если разместить СДЛ слишком высоко, она может быть видна из удаленных мест комнаты, что также не очень красиво.
На рис. 7б представлена закарнизная подсветка с карнизом сечением 40×41 мм, расстояние от карниза до потолка 25 мм. Как видно, имеется отступление от рекомендаций, поэтому видны неровности распределения света.
На рис. 7в представлена закарнизная подсветка с карнизом сечением 70×73 мм, расстояние от карниза до потолка 57 мм. Все полностью соответствует рекомендациям, поэтому и результат положительный: хорошее распределение света.
Метод размещения СДЛ немного выше карниза более предпочтителен, так как свет достаточно эффективно выводится из-под закарнизного пространства (67% по сравнению с эталоном, табл. 1).
№ измерения |
Описание |
Рисунок |
Среднее значение освещенности, лк |
Сравнение с эталоном, % |
---|---|---|---|---|
1 |
Эталон |
400,8 |
100 |
|
2 |
Крепление СДЛ на стене на 10 мм ниже уровня карниза |
249,2 |
62 |
|
3 |
Крепление СДЛ на стене на 10 мм выше уровня карниза |
258,8 |
65 |
|
4 |
Крепление СДЛ на стене на 25 мм выше уровня карниза |
269,2 |
67 |
|
5 |
Крепление СДЛ на верхнем уровне карниза, 42 мм от стены |
312,2 |
78 |
|
6 |
Крепление СДЛ на верхнем уровне карниза, 25 мм от стены |
290,5 |
73 |
Чтобы найти оптимальную высоту размещения СДЛ при данном методе установки, мы советуем использовать лазерную указку (рис. 8).
В самое отдаленное место жилой среды, из которого виден карниз (обычно это какой-то угол комнаты или примыкающий к комнате коридор), встает условно самый высокий человек и от уровня своего глаза направляет луч лазера на край карниза. На этом уровне делается отметка на стене. Уровень верхнего края СДЛ должен находиться на расстоянии 5 мм ниже отметки. Рекомендуемое расстояние от карниза до потолка более 50 мм. Рекомендуемое расстояние от стены до верхнего дальнего края карниза — не менее 70 мм (сечение карниза 70×70 мм). При приклеивании СДЛ на стену в качестве основания рекомендуем использовать алюминиевую полосу, это существенно продлевает срок службы ленты и упрощает процесс наклеивания.
Советуем придерживаться рекомендуемых расстояний, тогда эффект будет более предсказуемым.
Установка СДЛ на край карниза
Такой метод установки СДЛ (рис. 9) всегда дает гарантированно хорошее распределение света и очень прост для монтажа. Недостаток этой технологии — очень низкая эффективность вывода света (всего 39% от эталонной, табл. 2), большое количество света теряется при переотражении. К тому же если у нас мощная СДЛ и есть необходимость в охлаждающей поверхности в виде алюминиевой полосы, то эту полосу будет затруднительно крепить на карниз.
№ измерения |
Описание |
Рисунок |
Среднее значение освещенности, лк |
Сравнение с эталоном, % |
---|---|---|---|---|
1 |
Эталон |
165,6 |
100 |
|
2 |
Крепление СДЛ на дне карниза, 37 мм от стены |
81 |
49 |
|
3 |
Крепление СДЛ на краю карниза |
64,1 |
39 |
|
4 |
Крепление СДЛ на стене на 10 мм ниже уровня карниза |
86,2 |
52 |
|
5 |
Крепление СДЛ на стене на 10 мм выше уровня карниза |
97,6 |
59 |
|
6 |
Крепление СДЛ на стене на 25 мм выше уровня карниза |
103,3 |
62 |
|
7 |
Крепление СДЛ на верхнем уровне карниза, 25 мм от стены |
115,6 |
70 |
|
8 |
Крепление СДЛ на верхнем уровне карниза, 57 мм от стены |
103,3 |
62 |
Установка СДЛ на дно карниза
Этот вид установки СДЛ (рис. 10) позволяет гарантированно получить хорошее распределение света на потолке, при этом потолок выделяется и как бы «парит» (так называемый эффект «парящих потолков»), к тому же можно использовать алюминиевый профиль для охлаждения. Недостаток метода — низкая эффективность вывода света (49% по сравнению с эталоном, табл. 2).
Установка СДЛ на верхнем уровне карниза с направлением света в потолок
Этот метод установки СДЛ (рис. 11) также дает эффект «парящего потолка». Главная особенность — самая высокая эффективность вывода света (до 78% от эталонной освещенности). Также важным плюсом является возможность использовать небольшие карнизы (шириной 70 мм, минимально 40 мм). Минимальная высота от карниза до потолка 50 мм, в редких случаях 40 мм, оптимально 70 мм. Для организации такой подсветки нужно устанавливать алюминиевый уголок, а лучше — алюминиевую полосу, которую поддерживают специальные кронштейны (рис. 12).
Преимущество использования кронштейнов — возможность ремонтировать СДЛ, так как профиль с лентой можно легко снять с кронштейнов, в отличие от других методов, когда ленту придется буквально «отдирать», рискуя повредить ее. Недостаток заключается в необходимости отрезать ленту по углам, а затем припаивать провода к концам СДЛ, но и этот процесс можно упростить, если пайку осуществлять к луженым контактам, которые имеются на ленте и встречаются через каждые 500 мм.
Закарнизная подсветка стен
Закарнизная подсветка стен схематично представлена на рис. 13. Обычно для таких систем используют конструкции из гипсокартона. Высота до потолка минимум 100 мм, расстояние от края карниза до стены — не менее 50 мм. Как правило, шторы с применением такого метода смотрятся красиво, а вот с подсветкой стен по всему периметру стоит быть внимательнее: лучше использовать такую подсветку в просторных помещениях (площадью более 20 мІ), с высокими потолками (более 3 м), поскольку тогда гипсокартонная конструкция визуально не скрадывает объем комнаты.
Измерение эффективности различных закарнизных систем
Специалисты компании «СветоЯр» провели измерения вывода света различных закарнизных систем, в таблицах 1–3 представлены результаты этих измерений. Установка для измерения схематично представлена на рис. 14. Корпус был выполнен из картона и гипсокартона, внутри размещен пенополиуретановый карниз (рис. 14, точка К), который находился на расстоянии 130 мм от потолка. Внутри корпус окрасили белой краской, а часть, имитирующую стену, покрасили бежевой краской, чтобы максимально имитировать фрагмент интерьера, систему карниз–стена–потолок. Освещенность измеряли в точке И (рис. 14). В таблицах представлено среднее арифметическое нескольких измерений и процентное сравнение их с эталоном. В качестве эталона максимального вывода света мы взяли измерение освещенности при размещении СДЛ на потолке (рис. 14, точка Э), но без карниза. Так как мы проводили измерения с двумя различными карнизами разной длины, то и СДЛ взяли разной длины, поэтому для каждого карниза было сделано свое измерение эталонной освещенности. Обращаем внимание, что в таблицах приведены значения в процентах вывода света по сравнению с эталоном. Эталон для нас — это «идеальное» размещение СДЛ, при котором вывод света будет максимальным, а потери минимальными. Подчеркнем, что потери светового потока эталонного размещения, безусловно, существуют, но их измерением мы не занимались, поскольку основной целью было сравнение закарнизных систем между собой. Для измерения был использован люксметр UPRtek MK350N, светодиодная лента производителя Arlight c напряжением питания 24 В, цветовой температурой 3500 K и индексом цветопередачи CRI более 80.
№ измерения |
Описание |
Рисунок |
Среднее значение освещенности, лк |
Сравнение с эталоном, % |
---|---|---|---|---|
1 |
Эталон |
165,6 |
100 |
|
2 |
Крепление СДЛ на дне карниза, 37 мм от стены |
86,8 |
52 |
|
3 |
Крепление СДЛ на краю карниза |
64,3 |
39 |
|
4 |
Крепление СДЛ на стене на 25 мм выше уровня карниза |
101,4 |
61 |
|
5 |
Крепление СДЛ на верхнем уровне карниза, 25 мм от стены |
111,7 |
67 |
Самой эффективной технологией размещения СДЛ оказалась ее установка на верхнем уровне карниза (62–78%; табл. 1, измерение 5 и 6; табл. 2, измерение 7 и 8). Такой метод установки встречается редко, возможно, потому, что информация о его высокой эффективности не слишком широко распространена. Для нас самих этот результат стал неожиданным, после чего мы стали этому методу уделять больше внимания.
Вторым по эффективности является метод установки на стену выше уровня карниза (59–67%; табл. 1, измерение 3 и 4; табл. 2, измерение 5 и 6). Результат вполне ожидаемый, такой метод часто используют опытные монтажники.
Среднее значение по эффективности показал метод установки на стену ниже уровня карниза (52–62%; табл. 1, измерение 2; табл. 2, измерение 4).
Низкоэффективным оказался метод установки на дно карниза (49% выхода света в сравнении с эталоном; табл. 2, измерение 2). Впрочем, этот метод используется редко.
Еще меньшую эффективность продемонстрировал метод установки на край карниза (39%; табл. 2, измерение 3). К сожалению, этот метод часто используется монтажниками, так как он очень легок в реализации и гарантированно дает хороший результат по качеству распределения света.
Также были проведены измерения о влиянии алюминиевой фольги, которой покрывают некоторые модели полиуретановых карнизов, например карниз 1.50.261 компании «Европласт» (рис. 15). Результаты измерения без фольги представлены в таблице 3, далее будет прокомментировано сравнение этих измерений с аналогичными из таблицы 2. В ходе опыта было выявлено, что для закарнизной подсветки СДЛ оклеивание фольгой не создает заметного эффекта в увеличении вывода света.
В случае расположения СДЛ на дне (табл. 3, измерение 2) мы получили увеличение освещенности на 3%, то есть без фольги света стало больше, что противоречит логике; становится очевидным, что влияние фольги меньше, чем погрешность измерения. Допускаем погрешность более чем на 3%, так как в процессе эксперимента приходилось многократно снимать и устанавливать СДЛ, а в эксперименте с фольгой приходилось еще снимать карниз для удаления фольги, а затем снова ставить на место.
В случае размещения на краю карниза (табл. 3, измерение 3) мы получили одинаковые результаты — 39%, опять мы не увидели предполагаемого уменьшения вывода света.
В случаях размещения СДЛ на стене (табл. 3, измерение 4) и на верхнем уровне карниза (табл. 3, измерение 5) мы получили совсем небольшое уменьшение освещенности при отсутствии фольги, всего на 1–3%. Из данного эксперимента мы сделали вывод, что влияние фольги на вывод света от СДЛ невелико и лежит в пределах погрешности измерений. После этих опытов мы стали фольгу на карнизах воспринимать как атавизм, который достался нам от люминесцентных ламп, ведь люминесцентные лампы излучают свет во все стороны, и раньше было важно отразить вверх часть светового потока, падающего вниз. Светодиодный свет более направленный, поэтому нам куда важнее правильно направить свет в нужную сторону, а не изобретать отражающие системы.
Подводя итог, сформулируем основные рекомендации по созданию декоративной подсветки интерьера:
- При формировании системы витражной подсветки стекол или сплошной засветки органического стекла и полупрозрачного натяжного потолка следует больше опираться на экспериментальный опыт, а не на теорию, подбирать материалы и экспериментировать.
- При создании закарнизных систем освещения следует обращать внимание на эффективные методы размещения СДЛ в области карниза.