«АтомСвет»: команда на взлет
Не так давно в России была принята подпрограмма «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)». Основной целью программы является развитие современной транспортной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности транспортной системы России. До 2015 г., согласно подпрограмме, предусматривается реконструкция 108 аэродромов, т. е. трети всех имеющихся в Российской Федерации. Отсюда следует вывод, что модернизация включает в себя и мероприятия по замене устаревших систем освещения как внутри, так и снаружи этих объектов.
Современное освещение аэропортов можно разделить на следующие группы: эстетический свет и наружное освещение, технический свет и сигнальные огни взлетно-посадочных полос (рис. 1).
Эстетическое освещение — это территория дизайнеров и архитекторов, использующих на объектах качественную подсветку, ведь аэропорты должны быть привлекательны внешне, в том числе и в темное время суток. Учитывая современные технологии, зачастую фасады аэропортов напоминают объекты искусства. Очень важно, чтобы работы по освещению вели проверенные светотехнические компании, ведь существует множество ограничений и регламентов безопасности. Подсветка ни в коем случае не должна мешать движению самолетов.
Грамотное внутреннее освещение помогает магазинам и кафе на территории аэропортов привлекать больше посетителей, создавая атмосферу уюта и комфорта. Различные светящиеся таблички указывают пассажирам направления передвижения, а светильники, монтируемые в пол, создают «визуальный коридор».
Освещение аэродрома и его периметра значительно улучшает видимость и повышает уровень безопасности. При этом необходимо соблюдать жесткие регламенты во избежание чрезвычайных ситуаций.
Анализируя вышесказанное, становится понятно, что аэропорты, несмотря на их роль в обеспечении жизнедеятельности любого города как части транспортной инфраструктуры, являются довольно энергоемкими объектами, требующими большого количества осветительных приборов. Здесь главными критериями выбора светильников являются не только их надежность и качество, но и возможность экономии денежных средств.
Говоря о модернизации освещения территорий аэропортов и аэродромов, самым эффективным вариантом в последние годы стал переход на светодиодное освещение. Светодиодные светильники отличаются длительным сроком службы, не требуют затрат во время эксплуатации, не вредны для окружающей среды, современны и практичны. На сегодняна российском рынке светотехнического оборудования есть компании, предлагающие качественную и надежную продукцию. В собственном конструкторском бюро специалисты компании «АтомСвет» разрабатывают энергосберегающие светильники, которые можно использовать для периметрального освещения территорий аэродромов и аэропортов. Принцип максимального снижения оптических потерь является ключевым при разработке любой модели среди широкой линейки светодиодных светильников компании «АтомСвет». К примеру, потери на оптике снижаются благодаря переходу к оптическим системам комбинированного типа, совмещающим линзу и защитное стекло. Это позволяет обеспечить высокий оптический КПД. Помимо особого отношения к оптике, конструкторы компании уделяют значительное внимание блоку питания: драйвер светильника может быть без проблем заменен в самых простых условиях, что еще больше продлевает срок службы и без того долговечного источника света (по большей части это относится к анонсируемым новинкам 2014 г.).
При проектировании систем освещения для аэропортов необходимо учитывать множество факторов. В качестве примера можно привести один из реализованных проектов по модернизации системы освещения в аэропорту г. Пенза (выполнен ООО «ОПС СпецМонтаж»). Кратко о сути проекта нам рассказал главный инженер «ОПС СпецМонтаж» Егоров Александр Станиславович: «В июне 2013 г. в аэропорту Пензы было установлено 733 светильника AtomSvet Plant 02-16-2400-26, произведенных российской компанией «АтомСвет». Необходимость переоборудования территории была вызвана утверждением программы «Безопасность на транспорте» по проекту «Система Охранного Освещения». Светильники AtomSvet Plant 02-16-2400-26 были установлены по периметру аэропорта и интегрированы в общую структуру «Охранной Сигнализации». В результате замены ртутных ламп, предлагаемых первоначальным проектом, на светильники AtomSvet Plant 02-16-2400-26 (рис. 2) высвобождаемая мощность составила 60 кВт. Проводя предварительное тестирование продукции различных производителей, мы остановили свой выбор на светильниках компании «АтомСвет». Для монтажа на данном объекте охранного освещения нам было важно соотношение потребляемой мощности и светоотдачи. В ходе демонстрации сотрудники нашей компании убедились, что у светильников AtomSvet Plant 02-16-2400-26 необходимое соотношение оказалось оптимальным».
Опираясь на опыт компаний, установивших у себя современные светодиодные системы освещения, хочется еще раз отметить, что применение светодиодных источников света — это перспективно и экономически выгодно. Кроме того, выбор надежной осветительной продукции для объектов повышенной опасности, в частности для аэропортов, — задача, требующая максимальной ответственности. Все светильники обязательно должны пройти многочисленные испытания, ведь речь в данном случае идет о жизни людей.