Особенности проектирования архитектурного освещения

Особенности проектирования архитектурного освещения

№ 4(48)’2017
PDF версия
На примере нескольких проектов архитектурного освещения показан принцип выбора концепции и оборудования, возможность использования нестандартных решений и исполнений светильников для создания уникальных проектов освещения. Рассказывается о типовых решениях по освещению объектов, объединенных одним признаком — назначением и архитектурным стилем.

Термин «архитектурное освещение» появился сравнительно недавно. Как известно, это освещение фасадов зданий, больших и малых архитектурных форм. В то же время это особое направление светового дизайна, в рамках которого необходимо не только выделить здание и привлечь к нему внимание, но и вписать его в существующую ночную картину городского пейзажа, создать определенный ассоциативный ряд, раскрывающий назначение или образ объекта (рис. 1).

Здание «Детского мира». Москва. ReSeM

Рис. 1. Здание «Детского мира». Москва. ReSeM

К каждому объекту необходим индивидуальный подход в освещении, поскольку практически все здания, строения, сооружения, за исключением типовых застроек, уникальны. Необходимо учитывать все — географическое местоположение и локацию в городской среде, архитектурные особенности с учетом колористики зданий, материалы фасадов, целевую аудиторию. Для объектов, объединенных одним признаком, естественно, существуют некие общие составляющие: цвет свечения, прием освещения, тип распределения света. Как простой пример, можно привести освещение классических зданий. Как правило, это применение акцентирующего освещения с  белым цветом свечения (рис. 2). Культовые сооружения освещают, в основном, заливающим светом с опор, с добавлением акцентов на деталях. В освещении современных зданий используют медиарешения — т. е. множество приборов прямого наблюдения с демонстрацией контента (рис. 3).

Здание бизнес-центра на Литейном пр., Санкт-Петербург.«Театрально-техническая корпорация»

Рис. 2. Здание бизнес-центра на Литейном пр., Санкт-Петербург.«Театрально-техническая корпорация»

Торговый центр «Хорошо», Москва, МДМ-лайт»

Рис. 3. Торговый центр «Хорошо», Москва, МДМ-лайт

Переходя от общего к частному, разберем несколько реализованных проектов освещения, в которых возникали сложности или были поставлены интересные задачи, вследствие которых применялось оборудование проектного исполнения. Проектное (или кастомизированное) решение — это исполнение оборудования с нестандартными параметрами: определенным цветом свечения диодов или их сочетаниями в светильнике, заданными оптическими характеристиками, конструктивными особенностями, окраской, дополнительными аксессуарами.

Так, при разработке концепции освещения для мемориального комплекса в Южно-Сахалинске необходимо было учитывать следующие требования и нюансы: во-первых, передать атмосферу торжественности, тревоги, некоторой трагичности; во-вторых, выделить центральную часть строения; в-третьих, сделать все это с минимальными затратами. Учитывая перечисленные факторы, мы провели анализ объекта, изучив его местоположение, назначение, посетителей, и пришли к определенной концепции освещения, которая и была реализована (рис. 4). Центральная часть здания была выбрана в качестве доминирующей и освещена белым холодным светом (5000 К). Посредством линейных светильников со средней в модельном ряду продукции мощностью и широким углом рассеивания был образован контур, который обозначил геометрию здания, придал ему торжественный вид. Грунтовые светильники холодного белого цвета свечения выделяют входы в здание. И наконец, следовало выбрать освещение колоннады, простирающейся крыльями справа и слева от основного объема здания. В данном случае грунтовые светильники использовать было нельзя из-за перепада высот, поскольку направление света было бы не вертикальным. Но для привнесения драматической нотки освещать этот фрагмент мемориала необходимо снизу вверх, поэтому светильники были установлены на основании колонн. Чтобы создать необходимое настроение и ассоциации, были использованы управляемые приборы с диодами красного, янтарного и теплого белого цветов свечения. С помощью комбинации таких диодов в дальнейшем были воспроизведены эффекты пламени, волнения красного флага, вспышек зарева, расхождения от центра.

Мемориальный комплекс. Южно-Сахалинск. «Энергосберегающая компания Сахалина»

Рис. 4. Мемориальный комплекс. Южно-Сахалинск. «Энергосберегающая компания Сахалина»

Следующий проект, заслуживающий внимания и интересный нестандартной комбинацией цветов свечения диодов, — Дворец водных видов спорта в Казани (рис. 5). При выполнении проекта освещения мы столкнулись со следующими трудностями: стеклянный фасад с рисунком в виде волн, на котором свет очень плохо виден (рис. 6), ограниченное количество опор и места их установки — расстояние между опорами 25 м, от опор до фасада — 12 м. Кроме того, бюджет был крайне мал. Поэтому единственным возможным приемом было заливающее фронтальное освещение с опор цветным светом. Цветным — поскольку это спортивное сооружение, и необходимо было привнести динамику, вызвать у посетителей ассоциацию с водой, волнами. Расчет в DIALux показал, что с данной задачей должны справиться 150-Вт прожекторы RGB. Однако материал фасадов внушал сомнения в успехе, и мы провели натурное моделирование: весьма полезное дело, особенно в случае с зеркальными поверхностями и при отсутствии данных по коэффициентам пропускания, отражения. Натурное моделирование показало, что красный диод нам совсем не нужен, он дает при смешении с синим на фасаде грязно-фиолетовый. И желто-оранжевые оттенки на синем фасаде не нужны. В результате мощный прожектор с диодами GBW50 (рис. 7) — зеленый, синий и холодный белый — прекрасно справился как с задачей освещения, так и с задачей динамики и создания образа.

Дворец водных видов спорта. Казань. «Мирекс»

Рис. 5. Дворец водных видов спорта. Казань. «Мирекс»

Фрагмент фасада Дворца водных видов спорта

Рис. 6. Фрагмент фасада Дворца водных видов спорта

Диоды GBW50 в светильнике

Рис. 7. Диоды GBW50 в светильнике

Рассмотрим следующий случай — пример использования светильников с нестандартной оптикой. В проекте освещения жилого комплекса Tribeca основной задачей являлось создание акцентов на больших оконных проемах с косыми откосами, но при этом крайне важно было не допустить попадания прямого света в окна, поскольку это жилое здание. Посредством расчета была подобрана овальная оптика 10×100°, которая высвечивает практически весь оконный проем, особенно его верхнюю часть (она как раз видна с позиции наблюдателя), но не попадает в окна (рис. 8). Чтобы создать атмосферу уюта и домашней притягательности, был выбран теплый белый (3000 К) цвет свечения светильников. Отметим, что бюджет данного проекта также был небольшим.

Жилой комплекс Tribeca. Москва. «Эклат Групп»

Рис. 8. Жилой комплекс Tribeca. Москва. «Эклат Групп»

В освещении пилонов стадиона «Санкт-Петербург Арена» были также применены приборы с нестандартной оптикой 7° (рис. 9). Расчет показал, что для нижней части пилонов оптика 10° будет оптимальной, в то время как верхняя часть остается темной. Поэтому второе кольцо прожекторов было сделано с оптикой 7°, что позволило осветить пилон более равномерно.

Пилоны стадиона «Санкт-Петербург Арена». Санкт-Петербург. «Эко Свет»

Рис. 9. Пилоны стадиона «Санкт-Петербург Арена». Санкт-Петербург. «Эко Свет»

При проектировании освещения не стоит также забывать об управлении. Даже если это монохромное белое, а не цветное освещение, управление мощностью светильников (диммирование) поможет сэкономить электроэнергию. С помощью инструмента управления можно предусмотреть различные режимы, которые соответствуют временным интервалам: частичное включение на закате, полное включение с сумерек до одиннадцати вечера и дежурное включение, с включенным минимальным количеством оборудования (не на полную мощность), обозначающим габариты сооружения. Для праздников обычно программируется свой режим, особенно для цветного освещения, который предусматривает включение в цветах проходящего мероприятия или трансляцию соответствующего контента. Использование оборудования с управлением позволяет избежать ошибок и пересветов в случае, когда работа по проектированию не была выполнена на достаточном уровне (рис. 10).

Театр драмы им. Кольцова. Воронеж. «Театрально-техническая корпорация»

Рис. 10. Театр драмы им. Кольцова. Воронеж. «Театрально-техническая корпорация»

Следует также обратить внимание на рабочее напряжение светильников. Какое оборудование выбрать — низковольтное или высоковольтное? Низковольтное можно использовать в деревянном домостроении — там, где нужны небольшие по размерам приборы, однако для этого необходимо тянуть свою линию питания. Высоковольтные светильники более мощные и доступны чаще всего во всех световых исполнениях, подключаются к обычной сети, но они более громоздкие.

Потребитель световых эффектов — человек, и надо думать о его зрительном комфорте, т. е. использовать при проектировании антислепящие шторки, решетки. Это позволит не только избежать дискомфорта для людей, но и добиться интересных световых узоров на фасаде. Так, для фабрики текстиля был разработан аксессуар в виде V-образной шторки, которая рассеивает свет и, при симметричном расположении светильников, рисует на фасаде световой ритм, который ассоциируется с тканью, ее структурой и узором (рис. 11).

Создание светового узора с помощью шторки

Рис. 11. Создание светового узора с помощью шторки

* * *

Итак, при проектировании освещения необходимо учитывать множество факторов, начиная от назначения и местоположения объекта и заканчивая материалами фасадов. Для всех проектов рекомендуется проводить натурное моделирование: проверить способности материалов к отражению, преломлению и так далее, показать заказчику/архитектору световой эффект «лицом», а также проверить соответствие материалов (чертежи, модель, которые были использованы при проектировании) действительности. Управление освещением станет преимуществом проекта, позволяющим избежать ошибок и сэкономить электроэнергию. И главное, о чем стоит помнить: полезно думать логически, не изобретать сверхъестественных (невыполнимых) световых эффектов и всегда оставаться в рамках технического задания и бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *