Освещение для АЗС. АЗС в «Фокусе»
Применяемые в строительстве и оформлении АЗС материалы и компоненты должны не только эффективно выполнять свои функции, но и соответствовать требованиям долговечности и пожаробезопасности, обладать высокой степенью защиты от внешних воздействий, эксплуатационной надежностью и не требовать сложного ухода. Источники света, в случае их недостаточного соответствия упомянутым требованиям, могут стать одной из основных причин катастрофы на автозаправочной станции.
При проектировании освещения АЗС следует принимать во внимание ряд показателей: количественные (световой поток, сила света, освещенность поверхности, габаритная яркость) и качественные (фон, контраст объекта с фоном, показатель ослепленности, коэффициент пульсации освещенности, показатель дискомфорта). Светодиодные светильники, применяемые на АЗС, должны быть водонепроницаемыми и обладать минимум IP65, светодиоды и электроника должны быть обеспечены защитой от воды, пыли и грязи. При проектировании освещения АЗС и покупке светильника необходимо учитывать данные протоколов испытания и наличия сертификатов соответствия. Также необходимо соблюдать стилистику компании-заказчика (фирменные цвета, дизайн ламп и т. п.).
Рассмотрим некоторые важные характеристики сведодиодных светильников. Основным параметром, используемым при оценке освещения, является освещенность поверхности (лк). Для ее измерения используются люксметры различных типов. В рабочих режимах ток светодиода экспоненциально зависит от напряжения, и незначительные его изменения приводят к большим скачкам тока. Поскольку световая эффективность прямо пропорциональна току, его необходимо стабилизировать. Кроме того, если ток превысит допустимый предел, то перегрев светодиода может привести к его ускоренному старению. Для сравнения эффективности светодиодов между собой и с другими источниками света используется такой показатель, как светоотдача: величина светового потока на один ватт электрической мощности. Также интересной маркетинговой характеристикой оказывается цена одного люмена. Светоотдача коммерческого светодиода достигает 110 Лм/Вт, без учета потерь в составе светильника, которые могут достигать 15-20%. Фотометрические характеристики светодиода определяются световым потоком и осевой силой света, а также угловым распределением силы света. Колориметрические характеристики определяются координатами цветности и цветовой температурой.
Светодиодные светильники серии УСС производства компании «Фокус», применяемые на АЗС, изготовлены из анодированного алюминиевого профиля, который обеспечивает защиту от агрессивной среды и является радиатором для светодиодной матрицы. Защитное стекло выполнено из оптического ударопрочного поликарбоната, с потерями светового потока в 8-10%. В данных светильниках компания «Фокус» использует собственные разработки встроенных драйверов, стабилизирующих протекающий через светодиод ток. Светильники серии УСС обладают широким диапазоном рабочих температур (-63.. .+40 °С) и питающих напряжений (150-264 В); они выполнены в климатическом исполнении ХЛ 1. В светильниках применяются самые эффективные светодиоды японской корпорации Nichia и немецкой компании OSRAM. Они излучают в угле 120°. Цветовая температура излучения данных изделий составляет 4600-5000 К. Применяемые светодиоды Nichia имеют высокую повторяемость параметров. Данное освещение будет более четко выделяться на фоне других источников света, что привлечет внимание клиентов бензозаправок.

Светодиодные светильники серии УСС, применяемые на АЗС, имеют защитный угол и соответствуют нормам показателя ослепленности, которые нормируются в СНиП 23-05-95. В существующей нормативной базе светодиоды не упоминаются как источники света, но работы по принятию стандартов для таких осветительных приборов уже ведутся. Для обеспечения равномерности освещения в заданном диапазоне и ограничения слепящего действия создаются уличные светильники со специальным светораспределением. В ламповых светильниках основное управление световым потоком осуществляется с помощью отражателя, из-за чего перераспределить свет от одного источника с минимальными потерями довольно сложно. Светильники на све-тодиодах состоят из множества точечных излучателей, поэтому управлять световым потоком в них проще: больше вариантов геометрии расположения источников и применения оптики. А чем проще управление световым потоком, тем увереннее можно говорить о создании экономичных светильников. Для освещения периметров АЗС (мачты) могут применяться светильники серии УСС Магистраль с КСС типа «Л» и «Ш». Благодаря характеристикам пучка света (80° по вертикали, 120° по горизонтали) и встроенным прочным силиконовым линзам (первичная линза) такой прибор соответствует специальным требованиям для улиц с энергосберегающим освещением и обладает минимальным световым «загрязнением»: лучи света направляются непосредственно на необходимый участок.
Все светодиодные светильники серии УСС выполняются с разными видами крепления, для АЗС разработаны специальные рамки, которые позволяют встраивать их под навес.
Применяемые размеры рамок зависят от габаритных размеров светильников, которые будут применяться в проекте освещения заправочной станции.

Приведем примеры освещения АЗС светодиодными светильниками производства «Фокус». В 2009 г. были освещены бензозаправки «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Омск» на Московском, Челябинском и Тюменском трактах Свердловской области; бензозаправки «ЛУКОЙЛ» в Перми, Нижнем Новгороде, Белгороде, Волгограде; бензозаправки «Роснефть» в Бурятии. Везде были применены светодиодные светильники серии УСС-70, УСС-36, УСС-90 Магистраль. Они заменили устаревшие светильники с лампами ДРЛ. В результате энергопотребление сократилось в 4-5 раз. Кроме того, стало возможным продлить количество рабочего времени АЗС на 30 минут в день (это связано с тем, что во время замены перегоревшей лампы бензозаправка закрывается на технический получасовой перерыв и не обслуживает клиентов).
В 2010 г. была произведена модернизация освещения сети АЗС компании ОАО «Татнефть». К примеру, на трассе Альметьевск — Набережные Челны на АЗС ОАО «Татнефть» под навес установлены УСС-70/100, средняя освещенность которых составляет 170 лк. Энергопотребление сокращено в четыре раза. В республике Башкортостан (г. Салават) реализован проект по освещению новых комлексов АЗС ОАО «Татнефть» и «Роснефть». На этапе проектирования были сэкономлены средства на покупку дополнительных мощностей. Отсутствие пусковых токов у светодиодных светильников позволило использовать кабель меньшего сечения, что также сказалось на общей стоимости проекта. В Челябинске на сети АЗС топливной компании «Челнефть» также выполняется переход на светодиодные светильники.

Эти примеры применения светодиодного оборудования позволили получить реальные цифры по экономии электроэнергии и доказательства преимуществ данного направления. Сейчас уже становится понятно, что светодиодные светильники необходимо применять на АЗС и дальше. Массовое внедрение — это лишь вопрос времени.