Урегулировать рынок сможет жесткий контроль качества

№ 4(30)’2014
Основной потенциал повышения энергетической эффективности и энергосбережения заложен в модернизации и капитальном ремонте основных отраслевых объектов.

С 2014 г. тарифы естественных монополий ограничиваются уровнем инфляции (но только прошлогодней), и предполагается, что такой порядок будет действовать на протяжении ближайших пяти лет. Таким образом, рост тарифов на электроэнергию ожидается в 2015 г. на 9%, а в 2016 г. соответственно на 8%. Промышленность стремится к снижению издержек на энергоресурсы. Одним из наиболее эффективных способов решения этой актуальной задачи неизбежно станет использование энергосберегающих технологий, при этом немаловажную роль в экономии играет энергосберегающее светодиодное освещение.

К примеру, энергосберегающая технология, базирующаяся на применении светодиодов в качестве источника света, обеспечивает увеличение экономии электроэнергии почти в 10 раз при уходе от применения ламп накаливания, в два раза — при замене люминесцентных и ртутных ламп и в 1,5 раза — при переходе от натриевых ламп к светодиодным.

Особенно актуальными энергосберегающие технологии являются для предприятий тяжелой промышленности и крупных производственных комплексов, где пренебрежение ими ведет к огромным финансовым потерям. Экономия при переходе на энергосберегающее освещение должна рассматриваться как дополнительный инвестиционный ресурс в развитие производства любого масштаба.

Дадыка Вадим Валерьевич, генеральный директор компании «АтомСвет», комментирует ситуацию: «Казалось бы, есть административные требования в форме федерального закона, обязывающего россиян экономить ресурсы, есть рыночные предложения, позволяющие потребителю выбирать, однако при этом существует также и много сдерживающих факторов. Например, российский рынок светотехники, в частности светодиодов, характеризуется хаосом с точки зрения качества продаваемой продукции. На отечественном рынке можно сертифицировать все что угодно, но в то же время встречаются и такие образцы, которые опасны для применения».

Любые рынки в замкнутом пространстве развиваются по одному и тому же принципу. Первая стадия — это хаос. Вторая — первичная консолидация, когда активизируются внутренние игроки, производители и т. д. На третьей стадии приходят транснациональные игроки и начинают жестко поглощать рынок, кого-то покупать, закрывать, разорять и т. д. Россия сейчас балансирует между первой и второй стадиями. За прошедший год стало очевидно, что многие «гаражники» не выдержали конкуренции, не смогли продвигать на рынок качественный продукт. Конечно, при этом часть из них сохранила свои минимальные позиции в какой-то нише, но в целом можно сказать, что ни одного мелкого производителя практически не осталось. А если еще открыть в нашей стране единый сертификационный центр, заставить всех производителей жестко сертифицировать свой товар, то, по мнению автора, через год 90% недобросовестных производителей просто исчезнут. Одно наблюдение: на одной из крупнейших международных выставок, которую мы посетили в прошлом году, не было ни одного китайского производителя — просто потому, что они производят дешевые товары, которые не могут сертифицировать, а если и смогут, то такие товары будут настолько дорогими в производстве, что их выпуск становится неинтересным.

Зарубежный опыт

Самым передовым государством по уровню разработки и внедрения энергоэффективных технологий на сегодня является Япония. Политика повышения энергоэффективности в этой стране имеет долгую историю и берет начало еще в 70-х годах.

В конце 90-х энергосбережение затронуло сферу потребительских товаров в Японии — была запущена программа Top Runner. Суть ее проста: выделяются группы товаров, для которых Консультативный комитет по энергетике и природным ресурсам определяет на основе анализа лучших образцов товаров обязательные требования с точки зрения энергоэффективности. После чего устанавливается целевой год. Начиная с него характеристики всех представленных на рынке товаров этой группы должны соответствовать таким требованиям.

Характерно, что «карательных» мер для недобросовестных производителей в Японии предусмотрено немного — от публичного вынесения рекомендаций до штрафов. Но, как правило, чаще всего дело не доходит даже до вынесения публичных рекомендаций: производители сами заинтересованы в повышении энергоэффективности своей продукции. Энергосбережение прочно вошло в жизнь японцев, и требования программы фактически лишь формализуют требования, предъявляемые потребительским рынком.

Если продукция имеет европейский сертификат, позволяющий реализовать светодиодные светильники практически повсеместно, то компании становится интереснее работать не на отечественном, а на зарубежном рынке. Так, для примера, «АтомСвет» делает качественный продукт, назначает на него адекватную цену, и в данном случае игра идет по понятным правилам. На отечественном рынке компания вынуждена конкурировать с «гаражниками» и китайцами. Есть случаи, когда на тендерах выигрывает компания, предлагающая цену в два раза ниже нашей. И эта цена даже ниже нашей себестоимости. Есть ли смысл говорить о качестве такой продукции? Пока не будет наведен порядок на рынке, пока не будет отсечена часть низкопробного ширпотреба, до тех пор мы точно не станем заниматься сектором массового потребления. Погружаться в рынок, где идут «бои без правил», где цена не обеспечивает качество, «АтомСвет» не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *