Возвращение Бенуа. Уникальная технология освещения

№ 1(9)’2011
PDF версия
В статье рассказывается опыт подсветки фасадов нового офисного центра в Петербурге, для которого была специально разработана уникальная технология.

Двести лет назад территория современной Свердловской набережной в Петербурге была частью усадьбы дворца графа ева-Безбородко — здесь проводились знаменитые на всю Северную Венецию костюмированные балы. Позже на месте усадьбы возник дачный поселок с красивыми домами, павильонами, аллеями и беседками — его облюбовал петербургский свет и богема: адвокаты, министры, актеры, поэты, художники… Среди них было и семейство Бенуа. Поселок исчез спустя время, а на его месте построили промышленные здания, которые в советские годы перестали использоваться и оказались заброшены. И вот совсем недавно возникла идея возродить пустующую территорию, превратив ее в центр деловой жизни. Здание на месте той самой дачи Бенуа стало первым завершенным объектом и получило имя художника. «Дом Бенуа» называется так еще и потому, что его визитной карточкой являются эскизы художника к балетам «Петрушка» и «Павильоны Армиды», нанесенные на стеклянные фасады с помощью особой технологии.

За реконструкцию производственного корпуса на территории бывшего завода «Россия» взялся Сергей Чобан, российский архитектор, уже 15 лет проживающий в Берлине и успешно проектирующий и в Европе, и на родине. Перестройку начали с того, что разобрали старые фасады и надстроили еще три этажа, соорудив вокруг железобетонный каркас, на котором закрепили новую оболочку — матовые и прозрачные стеклянные панели. Отойти от такого вполне традиционного для офисного здания решения архитектору удалось, украсив фасады рисунками: внутренний — абстрактным монохромным узором, а главный — человечками в ярких причудливых костюмах, теми самыми, что когда-то нарисовал Александр Бенуа. Пляшущие фигурки размещены в шахматном порядке по всей огромной плоскости фасада, привлекая внимание прохожих и автолюбителей. После захода солнца здание не перестает притягивать взгляд — фигурки на фасаде словно светятся изнутри. Этим необычным свойством их наделила компания Vitrulux, которую Сергей Чобан пригласил для осуществления подсветки здания. «Дом Бенуа» — вторая совместная работа архитектора и Vitrulux, а первой еще три года назад стал бизнес-центр «Лангензипен», расположенный в центре Санкт-Петербурга, неподалеку от Петропавловской крепости и Австрийской площади.

Сложность проекта заключалась в том, чтобы найти верное решение для подсветки стеклянного фасада с нанесенными на него методом цифровой 3D-печати изображениями. Основной трудностью было маленькое расстояние между фасадом и стеклянной панелью — всего лишь 30 мм. Чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно сказать, что при подсветке люминесцентными лампами для равномерного рассеивания света требуется не менее 100 мм. После проведения серьезной подготовительной работы специалистам компании Vitrulux удалось найти оптимальное решение, которое впоследствии было блестяще реализовано.Удалось одновременно решить несколько задач: обеспечить требуемый уровень подсветки, экономичность и необходимую надежность. Оборудование используемое в подсветке было изготовлено на производственных площадях и силами Vitrulux в Санкт-Петербурге.

Монтаж подсветки осуществлялся по непривычной схеме. Дело в том, что оборудование для освещения фасадов обычно устанавливается после окончания строительства. Разработанная технология предполагала первоначально выполнить монтаж светодио-дов в стеклянных панелях, а уже затем произвести облицовку фасада. Первым было готово правое крыло здания, позже завершили отделку фасадов его остальной части. И вот уже несколько лет вся конструкция работает по 10-12 ч в сутки, не оставляя равно душными никого из зрителей.

Светящееся изнутри здание — новый и пока еще не часто встречающийся в России метод архитектурного освещения. Традиционные приемы подсветки прожекторами в лучшем случае дают общую картинку, при которой ночной облик здания не слишком отличается от дневного. Особенностью этого проекта стали два разных образа: ночью здание выглядит иначе, чем днем, и при этом рисунки можно разглядывать во всякое время суток и в любую погоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *