Движение воздуха — жизнь фонаря
В современной полупроводниковой светотехнике явно прослеживается тенденция к увеличению электрической мощности изделий. Соответственно, растет и выделяемая тепловая мощность применяемых светодиодов и матриц. При этом требования к габаритам, массе, геометрии и другим конструктивным параметрам становятся только жестче. Таким образом, создание лампы, светильника или прожектора на базе только дизайнерских решений уже невозможно — необходим комплексный инженерный подход, оптимизация и расчеты.
Особой категорией полупроводниковых осветительных приборов можно считать уличные светильники, поскольку в данном случае добавляется еще необходимость учитывать влияние погодных условий: высокие и низкие температуры окружающей среды, осадки, ветер и пр. Это накладывает дополнительные ограничения на механические и тепловые свойства всего устройства. Например, в подавляющем большинстве случаев исключено применение вентиляторов. В то же время светильники обладают высокой мощностью и обычно оснащаются довольно массивными радиаторами, через которые нужно каким-то образом «перекачивать» воздух.
Для моделирования воздушных потоков внутри радиатора целесообразно применить упрощенную геометрию профиля охлаждения. В большинстве случаев радиатор с корпусом светильника образуют «трубу», дном которой является основание профиля радиатора (контактная поверхность), а верхней частью — корпус, защищающий светильник от осадков. Эскиз такого профиля приведен на рис. 1. В расчетах длина вытяжки этого профиля составляет 500 мм. На контактную поверхность импровизированного радиатора в расчетах подавалась тепловая мощность 100 Вт, которая и обеспечивала функцию «насоса», перекачивающего воздух (нагретый воздух расширяется и поднимается вверх, тем самым создавая разницу давлений, что обеспечивает движение воздуха через охладитель). Температура окружающей среды при расчетах была принята +20 °С.
Для описания проблемы был проведен расчет этого абстрактного радиатора в горизонтальном положении. На рис. 2 хорошо видно, что воздух внутри стоит, скорость равна нулю. Температура равномерно распределена по контактной поверхности (рис. 3) с пиковой точкой в центре (максимальная температура +90,68 °С).
Такой светильник, скорее всего, не обеспечит требуемый «запас прочности», тем более при высокой температуре окружающей среды (летом в отдельных регионах температура даже ночью может превышать +35 °С), так как температура чипа будет выше максимальной температуры охладителя ввиду наличия тепловых сопротивлений охладитель–подложка и подложка–кристалл. Кроме того, необходимо иметь запас по максимальной температуре на случай экстремальных изменений окружающих условий (в первую очередь, жаркая погода). К сожалению, светодиодные матрицы устроены таким образом, что зачастую при нарушении условий их эксплуатации (в том числе температурного режима полупроводниковых кристаллов) они не сгорают и не выходят из строя моментально, а теряют в интенсивности свечения или медленно изменяют спектр свечения (чаще всего некачественные светодиоды при перегреве «синеют», начиная излучать «холодный» спектр). Таким образом, система освещения целого квартала города может, казалось бы, исправно проработать в течение месяца и даже полугода и только после этого окончательно выйти из строя, нанеся существенный экономический ущерб.
Это обуславливает необходимость обязательного проведения тепловых расчетов: опытные образцы не покажут перегрузок и нарастающей «усталости» светильника. Такие расчеты проводит уже зарекомендовавшая себя в тепловом проектировании высокомощной силовой электроники компания «Радиоэлком».
Ввиду того, что уличные фонари из-за пыли не оснащаются вентиляторами, осуществить тягу воздуха можно с помощью перепада давлений, вызываемого разницей температур. Как известно, горячий воздух поднимается вверх, поэтому если мы немного наклоним радиатор (достаточно 20–30°), то сможем обеспечить движение воздуха внутри него. На рис. 4 показаны скорости воздуха, на рис. 5 — температурное распределение по контактной поверхности.
Как видно, температурное пятно сместилось, что свидетельствует о движении воздуха в радиаторе (приподнятый край будет более горячим, т. к. воздух нагревается, проходя через радиатор), максимальная температура снизилась примерно на 10 °С. Чтобы сделать смещение теплового пятна как можно более равномерным, рекомендуется соответствующим образом располагать и сами матрицы.
Однако данная конструкция не обеспечит необходимой защиты от осадков, так как, по сути, отверстие выхода воздуха не закрыто. Часто эту проблему решают, закупоривая входное и выходное отверстия заглушками и проделывая вентиляционные отверстия в плите радиатора (на контактной поверхности). Это эффективно спасает от осадков, однако снова затрудняет движение воздуха и способствует повышению температуры (рис. 6, 7).
Таким образом, при проектировании конструкции уличного светильника необходимо обязательно обеспечивать поток воздуха внутри его радиатора. Одним из вариантов решения данной проблемы является рассмотренный в статье наклон светильника. Помимо описанных конструктивных особенностей охлаждения уличных светильников, существует еще целый ряд препятствующих хорошему теплообмену факторов: геометрия профиля радиатора, вентиляционные решетки, фильтры, геометрия кожухов и корпусов светильников, нагромождения микросхем и плат управления, неверно расставленные подложки и т. д. Все эти факторы можно учесть, только проведя тепловой расчет либо масштабные по времени лабораторные исследования. Однако существенным преимуществом теплового моделирования является куда большая скорость получения результатов (не нужно ждать полгода-год, чтобы узнать, что система охлаждения не справляется и требует доработки или, что встречается чаще, излишне массивна и, как следствие, сильно увеличивает стоимость всего светильника).