«Световые Технологии»: краудсорсинг по-русски принес результаты
Генератор инноваций
Термин «краудсорсинг» (англ. crowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов») означает распределение важных бизнес-задач среди большого числа заинтересованных добровольцев. Иными словами, компания предлагает найти решения стоящих перед ней проблем тем, кто готов делать это безвозмездно или за символическое вознаграждение. В западных странах краудсорсинговые проекты широко распространены, один из них известен всем нам — это «Википедия». Некоторые мировые бренды привлекают сторонние компании, которые ставят задачи перед добровольцами и координируют их деятельность: например, компания InnoCentive приглашает ученых для решения задач DuPont, Procter & Gamble и BASF. Краудсорсинг используется и на государственном уровне: к примеру, NASA организовала проект NASA Clickworkers для астрономов-любителей. К сожалению, в России такой метод поиска оригинальных идей и ценных сотрудников малоизвестен.
Сила коллективного разума
Объективный факт, что с некоторыми задачами «толпа» может справиться лучше, чем опытные профессионалы. Это подтвердили и многочисленные примеры проектов — от создания дизайна футболок и новой формулы зубной пасты до разработки программного обеспечения. Каковы основные преимущества краудсорсинга для любого бизнеса?
Масштаб
Компания предлагает решение задачи неограниченному количеству потенциальных исполнителей: широкий охват достигается автоматически. Свои варианты предлагают люди из разных регионов, представляющие различные профессии и имеющие различный опыт. А чем больше участников, тем больше идей и, соответственно, выше шансы сделать открытие.
Мотивация
Каждый из нас с максимальным усердием делает то, что интересно и приносит удовольствие. К сожалению, многие имеют огромный потенциал, но занимаются на своей работе совсем не тем, что их увлекает. Краудсорсинг помогает проявить себя. Когда участники берут задание, обсуждают результаты, обмениваются идеями — они выкладываются на все 100%. Ничто так не мотивирует, как осознание своей ценности для крупного бренда и возможность реализовать именно свою идею.
Экономия ресурсов
Краудсорсинговый проект обычно запускается на ИТ-платформе, то есть не нужно арендовать офисы для участников, оплачивать их переезд и размещение — все делается через Интернет.
«Погружение в свет»
Компания «Световые Технологии» оценила успешный опыт западных компаний и запустила первый в светотехнической отрасли краудсорсинговый проект — «Погружение в свет». Были поставлены серьезные цели: в условиях кадрового дефицита найти талантливых специалистов для работы в компании, а также решения бизнес-задач, стоящих перед компанией. Мы выбрали семь отраслевых задач, которые нуждались в инновационном решении и вызывали бы интерес у профессионалов и потребителей:
- комплексное решение по энергоэффективному освещению многоквартирных домов;
- создание освещения, адаптированного под биоритмы человека;
- идеальный светильник для теплиц;
- интеграция систем управления освещением с работой иных инженерных систем здания и систем контроля доступа;
- построение эффективной работы с крупными корпорациями;
- построение эффективной работы с предпрятиями горсвета;
- LIGHT RETAIL (создание решений для освещения объектов торговли).
Платформу для проекта обеспечила инновационная компания Witology, специализирующаяся на краудсорсинге. Идеи оперативно рассматривались, обсуждались участниками и экспертами и дорабатывались на отдельном сайте.
Приглашения к участию в проекте были размещены на светотехнических порталах, в социальных сетях, на форумах студентов профильных вузов. Откликов было множество — даже больше, чем планировали. Проявить себя захотели не только специалисты в области освещения, но и представители других профессий, и заинтересованные потребители светового оборудования. Компанией «Световые Технологии» были соблюдены все правила краудсорсинга, то есть абсолютно каждый мог внести предложение, независимо от своего опыта.
Это первый краудсорсинговый проект в светотехнической отрасли, охвативший всю территорию СНГ. Много участников было из России, Украины, Белоруссии, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
Первый этап: анализ мировой практики
Во многих странах уже есть свои решения по направлениям, представленным в проекте, поэтому в первую очередь анализировался мировой опыт. Участники оценили достоинства и недостатки лучших практик решения поставленных задач: от освещения теплиц до сотрудничества с госструктурами. Эксперты оценивали отзывы о мировых достижениях в этой области и составляли ранжированный список наиболее полезных — тех, которые нужно учесть при разработке своих идей.
Оценку получил каждый
Следующий этап был ключевым — настало время продемонстрировать собственные уникальные идеи. И каждая идея, независимо от того, кем она представлена, получила свою оценку.
Некоторые участники не стали победителями, но их идеи были одобрены и учтены. Например, один из самых активных разработчиков предложил использовать альтернативные источники энергии в светотехнике, а также описал их принцип работы и процесс внедрения. Это решает глобальные проблемы — позволяет экономить электроэнергию и сохранять окружающую среду. Другая идея — это применение нейронных систем в освещении. Виталий Богданов, эксперт проекта «Погружение в свет», отметил ее ценность: «Решение «Умный свет на базе нейронных систем» является очень интересным. Применение нейронных систем в освещении — это свежая и, возможно, перспективная тематика».
Эксперт Наталья Мещерякова подчеркнула значимость этого решения для адаптации светотехники к человеческим биоритмам: «В последние несколько лет наблюдается повышенный интерес к нейронным сетям, которые успешно применяются в различных областях: медицине, технике, физике и т. д. Нейронные сети изучаются на примерах, поэтому создание светильника, адаптированного под биоритмы человека, как нельзя лучше подходит для этого».
Инновационное предложение «Оптоволоконная система освещения многоквартирных домов» стало настоящей идеей out-of-the-box. Так называют популярную на Западе концепцию, согласно которой решение можно использовать сразу — без настроек, совершенствования и изменений в соответствии с индивидуальными требованиями. Идея out-of-the-box реализуется в кратчайшие сроки при минимуме ресурсов. Пусть оно инновационное, будет взято на вооружение только в ближайшем будущем, но точно поднимет рейтинг компании, которая сможет предлагать такие передовые решения.
Эксперты назвали самые эффективные идеи, но на этом проект не остановился: участники должны были обсудить, покритиковать и доработать выбранные предложения.
Вместе спорим, вместе правим
Проект «Погружение в свет» стал поистине командным детищем. Профессиональные разработчики и обычные потребители, пенсионеры и студенты, технари и гуманитарии охотно давали советы друг другу и принимали их. В процессе командной работы все хотели помочь каждому, даже невзирая на то, кому какая идея принадлежит и чье решение эксперты признали перспективным.
И все же самым напряженным этапом стала генерация контридей. Участники должны были сформулировать конструктивную критику предложенных решений, выявить неточности и указать авторам на слабые места. Это было непросто, ведь нужно было сообщать о недостатках тому, кому только что помогал или кто помогал тебе. Жаркие дискуссии прошли без обид, никто не стремился протолкнуть именно свою идею — главное было вовремя отыскать все возможные минусы. Ведь лучшие решения будут реализовываться на практике, а значит, ошибки могут дорого стоить. Дорабатывали решения вместе: все снова объединились в команды и учли критические замечания.
Будущее за инновациями
Первый в отрасли краудсорсинговый проект «Погружение в свет» удивил не только своими масштабами, но и результатами. Было предложено свыше 300 различных идей, готовых к реализации, проработан колоссальный объем информации. Эксперты проанализировали способности каждого из 1095 кандидатов и выбрали авторов самых полезных решений по каждому кейсу.
Абсолютный победитель представил три лучших решения. Он разработал принципы создания энергоэффективного освещения для многоквартирных домов, предложил проектную интегрированную работу с крупными корпорациями и модернизировал освещение магазинов со стеллажной структурой хранения. Он был награжден ноутбуком MacBookAir 13’’ 128 Гбайт и путевкой в Италию на двоих. Но главным призом было предложение о работе в компании «Световые Технологии», которое получили лучшие участники.
Работа над реализацией ряда идей уже начата, многие другие включены в план.
Что дальше?
Конечно же, это не последний краудсорсинговый проект в области освещения: еще много задач требуют решения, а в ценных кадрах потребность есть всегда. Компания «Световые Технологии» запустит новый проект — возможно, даже более масштабный. И у тысяч студентов, специалистов и просто интересующихся еще появится шанс заявить о своих идеях и заслужить признание профессионалов.