Энергосбережение в освещении: основные приоритеты

№ 6(38)’2015
PDF версия
С 2010 в Российской Федерации реализуется проект ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России» (далее — Проект). В его задачи входит создание условий для перехода на энергоэффективное освещение. О достигнутых результатах и приоритетах дальнейшей деятельности по развитию Проекта рассказывает его менеджер Анатолий Шевченко.
Анатолий Шевченко

Анатолий Шевченко

C 2010 года в России работает Проект ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения». В его задачи входит создание условий для перехода на энергоэффективное освещение. О достигнутых результатах и приоритетах дальнейшей деятельности по развитию Проекта рассказывает его менеджер Анатолий Шевченко.

 

?Какова основная миссия Проекта ПРООН/ГЭФ в отношении светодиодного освещения, энергоэффективности?

Вопросы изменения климата в настоящее время волнуют каждого человека на земле. Поэтому проекты, реализуемые в рамках деятельности Глобального экологического фонда (ГЭФ), в том числе охватывают тему энергоэффективности и энергоэффективного освещения. Энергоэффективное освещение — универсальная тема, так как касается каждого жителя любой страны и, как доказано технологически, дает очень существенный результат в плане повышения энергоэффективности. ГЭФ поддерживает проекты по системному развитию рынков энергоэффективного освещения в разных странах мира. Такие проекты реализуются в Китае, Бразилии, странах Африки, Европы и Азии. Все они имеют схожий по содержанию формат. Прежде всего, это работа по развитию и совершенствованию стандартов, во-вторых — стимулирование рынка (стимулирование производства и продаж энергосберегающей продукции), в-третьих — реализация конкретных пилотных проектов, в-четвертых — обучение и популяризация новых технологий среди населения. В настоящее время подобные проекты ГЭФ реализуются Программой развития ООН (ПРООН) в Казахстане, Армении, России и, возможно, будет проект в Белоруссии.

 

?Это постоянно действующие проекты или какие-то конечные?

Есть перечень задач, которые необходимо выполнить в течение пяти-шести лет. Но, как это зачастую бывает, в процессе реализации цели и задачи начинают изменяться. Когда мы составляли концепцию проекта в 2008 г., то была одна ситуация. Тогда мы писали, например, что на смену лампам накаливания должны прийти энергоэффективные компактные люминесцентные лампы, а когда ввели ограничения на лампы накаливания, все изменилось, и мы обдумываем, как ограничить использование КЛЛ и стимулировать внедрение светодиодов.

В разных странах и условия реализации проектов ГЭФ/ПРООН разные. В одних нужно больше внимания уделять сфере потребления, потому что нет своей промышленности. А в других, в том числе и в нашей, следует сбалансированно решать вопросы и развития производства, и внедрения. Нельзя сразу изменить российский рынок, необходимо учитывать интересы светотехнической промышленности и содействовать ее поэтапной модернизации.

 

?А сам ГЭФ откуда черпает средства?

ГЭФ является независимым институтом и формируется за счет взносов 39 стран-доноров. Он формирует и предлагает основные направления работы по снижению климатического воздействия и, в зависимости от значимости задачи и совпадения мнений с правительством конкретной страны, участвует в реализации проекта (проекта национального исполнения). Обычно ГЭФ поддерживает проекты на условиях софинансирования с правительством и частным сектором.

 

?Часть этого проекта — агитация населения. На ваш взгляд, удалась ли эта часть проекта? И кто является самым большим потребителем?

Выводов мы сделать пока не можем, но работаем над этим совместно с Минэнерго РФ. Например, сейчас ведем подготовку совместно с Минэнерго РФ и Министерством образования РФ всероссийского урока по энергоэффективному освещению, который пройдет в декабре 2015 г. под знаком мероприятий Международного года света и световых технологий. Если это мероприятие пройдет успешно, то будем предлагать включить его в ежегодную школьную программу. Плюс запустили совместно с Минэнерго РФ и Минпромом РФ конкурс энергоэффективной светотехнической продукции на Евразийскую светотехническую премию. Сначала конкурс планировался как информационное мероприятие по популяризации лучшей светотехнической продукции, но сейчас мы видим, что этот конкурс станет важным компонентом системы контроля качества продукции на рынке ЕЭП. Конкурс позволит помочь многим обратить внимание на качество светотехнической продукции, ее позиционирование на рынке и сформировать доверие к участникам рынка.

 

?Мы часто говорим о таком механизме контроля качества светотехнической продукции — с помощью измерений, контрольных закупок, измерений в разных лабораториях. Это одна из миссий, которая получилась из-за популяризации темы освещения.

Конечно, мы давно уже обсуждаем с участниками рынка и федеральными органами исполнительной власти (ФОИВами) проблему создания системы контроля качества. Собран хороший исследовательский материал, есть предложения от наших профессиональных ассоциаций и прорабатываются разные другие инициативы. Сейчас это стало уже системной работой. В частности, задачи на перспективу планируется обсудить с участием Минпрома РФ и Минэнерго РФ на форуме ENES 2015, который пройдет во второй половине ноября. Также Проект, за счет своих ресурсов, подключает к этой теме международных специалистов, чтобы они помогли нам разобраться, какие механизмы контроля стоит применить с учетом лучшей мировой практики.

 

?Сейчас большая доля мероприятий связана с совершенствованием законодательства, чтобы эти рычаги начинали работать на уровне законодательства, стандартов. В плане контроля качества продукции можно сказать, что у нас при введении техрегламентов за бортом остались все стандарты, которые касаются этого качества. И система ГОСТ Р, которая сейчас рушится на глазах… Может быть, в контексте этого Проект ГЭФ/ПРООН как-то будет способствовать тому, чтобы вводить в техрегламенты как обязательные институты эти по сути добровольные стандарты, которые, собственно, это качество и отражают? Или каким образом у нас возможна реструктуризация в плане стандартов?

Мы сейчас запустили работу по разработке предложений к техническому регламенту. Мы понимаем, что тот текст техрегламента, который сейчас находится в ЕЭК на межгосударственном согласовании, не способен решить поставленные задачи по повышению качества продукции на современном уровне. Формально его наполнение сейчас уже неактуально. Поэтому мы инициативно провели ряд консультаций, в том числе и с Министерством энергетики РФ, и с участниками рынка, все поддержали и подтвердили, что нужно вести доработку существующего проекта технического регламента. Проект по своей линии будет подключать к этой работе коллег (экспертов) из Белоруссии и Казахстана. Нужно будет переработать изложенные в документе требования, сделать их актуальными по составу и содержанию, и потом, в подтверждение этих требований, можно делать ревизию стандартов (ГОСТов). Главное, чтобы при использовании разных стандартов на измерения результаты не противоречили друг другу. Тем более, что любая аккредитованная лаборатория будет отвечать за качество измерений, и не особо важно, по какому стандарту она проводила измерения (по ГОСТ Р или по МКО), если на выходе будет правильное значение измеренного параметра. Мы должны создать условия повышения качества измерений в соответствии с международно признанной практикой, более широко участвовать в международных сличениях и ни в коем случае не монополизировать эту сферу. Я не вижу ничего плохого в том, что будут создаваться новые лаборатории. И если будет здоровая конкуренция и открытость измерений, то меньше будет «липовых» протоколов.

 

?Расскажите, а чья это была инициатива? ПРООН ГЭФ, Минэнерго или кого? Сейчас государственные лаборатории, ЦСМы (центр стандартизации и метрологии), были или будут оснащены (шесть ведущих региональных ЦСМов) фотометрическим оборудованием, и именно их оснащение является целью регулирования качества на рынке свето­технической продукции. Несколько слов об истории этой инициативы.

В свое время в рамках выполнения плана Правительства Минпрому было поручено подготовить доклад о совершенствовании испытательных лабораторий для контроля качества светотехнической продукции. Была сформулирована краткая концепция с учетом вступления в действие технического регламента, которая предполагала развитие лабораторной сети на базе подведомственных Росстандарту региональных центров стандартизации и метрологии (ЦСМ). Мы изучили возможности ряда ведущих ЦСМов, и хочу сказать, что Росстандарт в последнее время очень успешно их развивал. Сейчас можно говорить, что ЦСМ в регионах становятся центрами компетенции по всем вопросам технического контроля. Например, у них большой опыт и технические возможности по испытаниям на соответствие требованиям электромагнитной совместимости, электробезопасности, климатики и механики. Консолидированно соединить эти возможности в отдельной частной лаборатории на региональном уровне практически невозможно.

Проект совместно с экспертами ВНИОФИ в течение 2014 г. проработал идею дооснащения ЦСМов фотометрическим оборудованием. Наши предложения были поддержаны Ростандартом и Минэнерго России. И сейчас за счет средств технической помощи идет закупка и поставка ЦСМам высокоточного измерительного оборудования. В сентябре участники Проекта провели обучающий семинар с представителями лабораторий, были согласованы все вопросы установки оборудования и последующей аккредитации. Надеемся, что в 2016 г. оборудование будет запущено в эксплуатацию.

 

?Это было государственное финансирование?

Оборудование закупается за счет средств Проекта (технической помощи). Государственные ЦСМы финансируют монтажные работы, подбор и обучение персонала и аккредитацию.

 

?Следовательно, основной причиной стал не вообще контроль качества светотехнической продукции, а именно проблема с госзакупками и…?

Нет, не скажу, что так. Отсутствие контроля качества — это разрушение рынка, анархия. Тем более все крупные производители и разработчики понимают, что инвестиции в новые технологии невозможно вернуть, если не будет правил на рынке. И государство понимает, что если не будет помогать наводить порядок на рынке, то промышленные предприятия не смогут конкурировать с импортерами контрафакта и отрасль погибнет.

 

?ПРООН и ГЭФ — международные организации. Какими представляются наша страна и проекты, которые у нас реализуются, тем специалистам, которые работают с подобными проектами в других странах? На какие позиции мы можем выйти в развитии техники? Способна ли Россия стать в секторе светотехники, так сказать, державой?

Уровень компетенции наших ведущих специалистов очень высокий, что отмечалось рядом международных экспертов, работавших с Проектом. Есть глубокое понимание всех процессов в нашей сфере, но просто страна очень большая, и сложно правильно сразу все организовать.

Если говорить о развитии компаний светотехнического рынка, то, конечно, это вопрос сложный, он привязан к каким-то общим экономическим процессам в стране. Сейчас нет таких инвестиционных возможностей, как на Западе, нет такой государственной поддержки, как в Китае, но формируется позиция Правительства по определению/созданию национального лидера отрасли, и это очень хорошее дело. Если это будет сделано и у нас появится лидер по производству светодиодов (исходного сырья), и это не будет способствовать монополизации для конечной продукции, то будет очень хорошо для развития отрасли.

У нас очень активный рынок по внедрению новых светодиодных технологий, но есть общеэкономическая проблема для развития производящих компаний — это доминирование импортеров. Поэтому Проект также занимается разработкой и реализацией пилотных проектов внедрения светодиодного освещения в бюджетной сфере и способствует тому, чтобы была единая стратегия перехода на качественное светодиодное оборудование.

Интервью провел Сергей Никифоров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *