Российский рынок светодиодов: состояние и перспективы развития

Российский рынок светодиодов: состояние и перспективы развития

№ 4(54)’2018
PDF версия
В настоящее время светодиоды — стремительно растущая часть рынка источников света, которые вытесняют традиционные решения — люминесцентные, лампы накаливания, галогенные, ртутные и другие устройства. Сегодня светодиодное освещение используют как крупные предприятия, так и обычные потребители. Кроме того, светодиоды находят широкое распространение в таких сферах, как световая реклама, архитектурная и ландшафтная подсветка, в мобильных экранах, в моно- и полихромных дисплеях и табло, в дорожных знаках и светофорах, в автомобильной и авиационной технике.

Причины столь высокой популярности кроются в преимуществах светодиодных источников света, которые заключаются в следующем:

  • экономия электроэнергии (до 70%);
  • большой срок службы (до 50–100 тыс. ч, лампа накаливания — 1 тыс. ч);
  • малый размер и вес;
  • повышение безопасности света (отсутствие ИК- и УФ-излучения);
  • цифровое управление цветом.

В настоящее время в России представлены наиболее передовые типы полупроводниковых источников света:

  • SMD-светодиоды, представляющие собой тип светодиодного модуля, который используется технологией поверхностного монтажа для установки светодиодных кристаллов на печатную плату;
  • СОВ-светодиоды, чья конструкция состоит из нескольких кристаллов без корпусов и керамических подложек, покрытых общим слоем люминофора, и медного (или керамического) радиатора;
  • COG-линейные светодиоды, которые отличаются тем, что светоизлучающие кристаллы устанавливаются на стеклянную подложку в виде прозрачной нити и заливаются люминофором.

На сегодня большая часть светодиодов указанных типов импортируется из-за рубежа. Лидерами экспорта в Россию являются компании Cree Inc, Osram, Samsung Led, Nichia Corporation, Citizen. Остальная часть изделий — поставки из Китая, а также изделия экспериментального и мелко­серийного отечественного производства. На светодиодах первой тройки лидеров строится большинство светотехнических российских изделий. В нашей стране производство светодиодов в основном сосредоточено в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Томске. В качестве примера можно назвать такие предприятия, как ЗАО «Планета-СИД» (Великий Новгород), «Планар Светотехника» (Санкт-Петербург), АО «НИИПП» (Томск), Завод опытного приборостроения (Калуга).

К основным областям применения светодиодов всех типов в России относится внутреннее освещение производств, составляющее 53%, внутреннее освещение коммерческих помещений и внешнее освещение улиц по 38% соответственно. Кроме того, спрос наблюдается в таких областях, как специальное применение и источники света для фитосветильников. Более подробную градацию распределения заинтересованности компаний в светодиодном оборудовании по областям применения можно видеть на рис. 1.

Сегментация светодиодов по области применения

Рис. 1. Сегментация светодиодов по области применения

Говоря об областях применения, нельзя не упомянуть, что основной особенностью нашего рынка светодиодов, двигающей его вперед, являются программы модернизации в сфере освещения крупных государственных компаний, а в последние годы и частных предприятий, постепенно восстанавливающихся после кризиса 2014–2016 гг. В перспективе это серьезно повлияет на структуру спроса на рынке, в частности, ожидается устойчивый рост сегмента промышленного освещения — 25–27% рынка до 2020 года. Другим важным драйвером роста является Постановление Правительства РФ № 898 от 28.08.2015 г., согласно которому вводится запрет на покупку для государственных нужд люминесцентных ламп с цоколем G13 и ДРЛ. Данная мера также оказывает существенное влияние на потребление светодиодных решений в государственном и муниципальном секторе. В частности, она стимулирует увеличение спроса на светодиодные решения в объектах муниципального ведения — школах, больницах, офисных помещениях. Разумеется, все вышеперечисленное не означает, что ситуация на рынке стала безоблачной: кризис негативно повлиял на ряд производителей и потребителей светодиодной светотехники, в особенности на тех, кто имел обязательства перед кредитными организациями [3].

Далее рассмотрим параметры, которые сегодня представляют интерес для потребителя при выборе светодиодов (рис. 2). Первостепенное значение здесь имеют технические характеристики изделия (88%), затем следует цена (60%), меньше внимания уделяется условиям поставки (38%) и удобству монтажа (17%).

Параметры, представляющие интерес для потребителя при выборе продукта

Рис. 2. Параметры, представляющие интерес для потребителя при выборе продукта

При более подробном анализе требуемых технических характеристик стоит обратить внимание на такие параметры, как потребляемая мощность и цветовая температура свечения. Согласно опросу потребителей, наибольшее внимание привлекают светодиоды и матрицы на их основе с потребляемой мощностью 10 Вт (44%), остальные номиналы составляют порядка 56% (рис. 3).

Наиболее востребованные номиналы потребляемой мощности светодиодов

Рис. 3. Наиболее востребованные номиналы потребляемой мощности светодиодов

Относительно цветовой температуры излучения нужно отметить заинтересованность рынка в следующих значениях: 4000 К — 65%; 5000–6000 К — 37%; 3000 К — 24% (рис. 4).

Наиболее востребованные номиналы цветовой температуры свечения светодиодов

Рис. 4. Наиболее востребованные номиналы цветовой температуры свечения светодиодов

Большинство респондентов удовлетворено качеством поставляемых им светодиодов: 72% против 28% соответственно. Основные претензии были высказаны в адрес высокой цены (54%) и снижения светового потока до истечения срока службы светодиода (24%). Соответственно, можно сделать вывод, что поставляемые на рынок России светодиоды представляют собой продукт достаточно высокого качества.

При рассмотрении светодиодного оборудования с точки зрения технологии важными трендами рынка светодиодной индустрии сегодня являются:

  • оптимизация и уменьшение себестоимости светодиодных решений;
  • повышение показателей эффективности светодиодов (в производственных условиях более 160 лм/Вт);
  • дальнейшее развитие светодиодных кристаллов, работающих без драйверов, от источников переменного тока (увеличение надежности, долговечности и наработки на отказ);
  • интеллектуализация систем освещения за счет сращивания энерго­сберегающих устройств и цифровых технологий;
  • создание кристаллов, работающих при высоких плотностях тока;
  • разработка новых дешевых материалов с повышенными термическими, электрическими и механическими свойствами;
  • обеспечение стабильно высокого индекса цветопередачи;
  • более интенсивное использование стандартных маркетинговых инструментов, а также активное внедрение новых;
  • разработка новых материалов — люминофоров [4].

Таким образом, можно заключить, что рынок светодиодов в России развивается, но, к сожалению, в основном на зарубежной продукции. Организовать свое конкуренто­способное производство, выпускающее требуемый объем, у отечественной промышленности пока не получается. Основной импорт сейчас поступает из Китая, причем поставляемая продукция вполне удовлетворяет соотечественников. Интересным и активно распространяющимся сегодня направлением развития светодиодов являются фитосветильники. Производство плодовоовощной продукции в закрытом грунте или с помощью гидропона набирает все больший оборот, что в скором времени приведет и к росту продаж светодиодов на этом рынке.

Курс на внедрение светодиодов взят, осталось только поддерживать его и ставить производство на собственные рельсы.

Литература
  1. Развитие светодиодного освещения в России: обсуждаем с экспертами // Энергосовет. 2016. № 3
  2. Тенденции рынка светодиодного освещения
  3. Феоктистов Л. Тенденции и перспективы рынка светодиодной светотехники в России // Современная светотехника. 2015. № 5
  4. Бугров В. Светодиодная революция. Тенденции развития рынка светодиодов и светодиодного освещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *