Светлое будущее РЖД

№ 2(10)’2011
PDF версия
Железная дорога — крупнейший потребитель электроэнергии, и энергосберегающие технологии были приоритетны для нее во все времена. Поэтому закономерно, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) реализует ряд программ, направленных на использование ресурсосберегающих технологий на подвижном составе и ж/д-объектах. Экономический эффект от внедренных в 2009 г. мероприятий составил 48,836 млн руб. А в октябре 2010 г. по итогам всероссийского конкурса «Берегите энергию», проводившегося при поддержке Минэнерго России, РЖД было объявлено самым энергоэффективным отечественным предприятием. Среди множества региональных филиалов компании именно за Октябрьской железной дорогой закрепился имидж первопроходца во внедрении энергосберегающих технологий. О политике в этой области рассказывает заместитель ее главного инженера Алексей Колотов.

— Какую роль играют светодиодные технологии в стратегии энергосбережения, реализуемой Октябрьской железной дорогой?

— Одно из основных направлений ресурсосберегающих технологий сегодня связано с внедрением светодиодных технологий. Светодиодные светильники обладают большой устойчивостью к воздействию механических факторов, более длительным сроком службы, не загрязняют окружающую среду соединениями ртути и тяжелыми металлами и заметно сокращают расходы на обслуживание. На Октябрьской ж/д внедрение светодиодных технологий началось в 2008 г., и эффект проявился очень быстро. Например, экономия электроэнергии за счет внедрения светодиодной техники в 2009 г. составила 1,1 млн кВт-час, а в 2010-м — 1,8 млн кВт-час. Для нас это важно, ведь объемы потребляемой нами энергии в 2010 г. составили 480 млн кВт-час. Традиционно самые энергоемкие объекты — это котельные, электроотопление, вентиляция и кондиционирование административных зданий (43% от общего объема потребляемой энергии). На втором месте — эксплуатация устройств службы автоматики и телемеханики, электрификации и энергоснабжения (22%), наружное освещение станций (18%), компрессорные, обдув стрелочных переводов (17%).

— На каких объектах железной дороги применяются светодиоды?

— Сфера их применения — наружное освещение сортировочных грузовых и пассажирских станций, платформ, вокзальных комплексов и внутреннее освещение служебных и производственных технических помещений вагонных, локомотивных и моторовагонных депо. Кроме того, светодиодными оптическими системами оборудуются светофорные головки, маршрутные указатели, а светоизлу-чающими диодами — указатели положения.

— Согласно инвестиционной программе «Внедрениересурсосберегающих технологий», светодиодное освещение на железной дороге внедряется уже в течение трех лет. Что было сделано в рамках этого проекта за последний год, какой объем инвестиций уже освоен?

— В 2010 г. светодиодными системами освещения оснащены станции «Новый порт» и «Волховстрой», производственный участок депо Крюково. На станциях «Ховрино», «Клин», «Химки», «Тверь», «Волховстрой», «Шушары», «Волковская» и «Санкт-Петербург-Финляндский» высокомачтовые осветительные установки оснащены экономичными светильниками. Светодиодное освещение внедрено в производственных цехах моторовагонного депо «СПб-Московское ТЧ-10», остановочного пункта «Сортировочная» станции «Кириши парк-3». На эти объекты было затрачено 20 млн руб. При этом экономический эффект от внедрения за два года (2009 и 2010) составил почти 4 млн руб.

В 2009 г. внедрено светодиодное освещение на станциях «Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский», «Волховстрой ЭЧ-7», «Новый порт ЭЧ-4», в производственных цехах моторовагонного депо «Крюково ТЧ-6», в производственных цехах локомотивного ремонтного депо «СПБ ТЧ-2» и вагонного ремонтного депо «ВЧД-5».

Кроме того, по другим инвестиционным программам в рамках РЖД светодиодным освещением были оснащены 50 объектов Санкт-Петербургского ж/д узла (пассажирские платформы). Также оснащены станции «Лужская», «Бусловская». Общая сумма инвестиций — более 130 млн рублей.

— Каковы последующие этапы реализации программы?

— Бюджет, в целом, сформирован, и на 2011 г. запланировано внедрение светодиодных технологий на сумму 36,92 млн руб. с учетом высокомачтовых установок.

Однако в течение года программа корректируется, и объемы вложений могут быть увеличены. Дополнительные средства, в первую очередь, планируется потратить на внедрение энергосберегающих технологий.

Повторюсь, энергосбережение для РЖД — направление приоритетное. Это прописано в так называемой «Белой книге ОАО «РЖД», где собраны все стратегические тренды научно-технического развития компании на период до 2015-2030 гг. Работы на тех объектах, где внедрение светодиодов было начато в 2010 г., будут продолжены, только в других цехах и подразделениях. Это, например, «Локомотивное депо-2» и моторовагонное депо «Крюково ТЧ-6», где сейчас идут работы на этапе подэста-кадного освещения. Таким образом, депо «Крюково ТЧ-6» будет полностью переведено на светодиодное освещение.

Кроме того, на станции «Беломорск» мы планируем установить системы освещения на жестких поперечинах, 110 мачтовых светофорных головок будут оснащены модулями светодиодных систем на общую сумму 11,545 млн руб. Продолжится оснащение светодиодным освещением пассажирских платформ и станций Санкт-Петербургского ж/д-узла, а также по титулу.

— Как соотносятся затраты на светодиодные системы освещения со стоимостью традиционных систем, используемых Октябрьской ж/д?

— Светодиодные светильники дороже ламп накаливания или ртутных ламп примерно раз в семь, но они значительно экономят электроэнергию, примерно в три-пять раз, и практически не требуют затрат на эксплуатацию и утилизацию. Срок службы светодиодов — около 50 тыс. ч, и при грамотном использовании он может доходить до 15 лет. Окупаются системы светодиодного освещения в течение семи-восьми лет.

— Как происходит выбор необходимого светодиодного оборудования?

— Внедрение светодиодной техники в хозяйствах РЖД производится в два этапа: реализация пилотного проекта и дальнейшее его распространение. Для проведения «пилота» определяется полигон — площадка для испытаний, это может быть либо производственный участок, либо станция. Под конкретные требования проект разрабатывается и затем апробируется. Если он оказывается эффективным, тогда распространяется на аналогичные объекты. Обычно пилотный проект показывает себя за месяц-полтора.

— С какими трудностями сопряжено внедрение светодиодных технологий на Октябрьской ж/д?

— Будущее, конечно, за энергосберегающими технологиями, причем, чтобы полностью перейти на них, у нас осталось не так много времени — меньше четырех лет. Как известно, с 2010 г. выпуск ламп накаливания более 100 Вт запрещен, а Федеральный закон № 261 ясно говорит, что с 2014 г. на рынке останутся только лампы не больше 25 Вт. Поэтому у све-тодиодов огромный потенциал. В то же время у РЖД есть отраслевой стандарт, который, если говорить о внедрении энергосберегающих технологий, уже устарел. Поэтому и объемы внедренного светодиодного освещения у нас не такие большие, как хотелось бы.

По СНИПам 23-05 95 и ГОСТам 1998 г. железнодорожные проектные институты в строящийся проект могут закладывать только дуговые ртутные лампы высокого давления и люминесцентные лампы для помещений. Хотя светодиодное освещение должно приходить в проект именно на стадии его разработки.

Сейчас все наши успехи по внедрению свето-диодов связаны с программой ресурсосбережения, действующей в компании с 2008 г. Но в ее рамках объекты оснащаются скорее точечно, чем повсеместно. Например, сегодня светодиодным освещением оборудовано не более 7% объектов, поскольку это происходит только в рамках программы ресурсосбережения. Но когда изменятся отраслевые СНИПы и ГОСТы, их доля будет намного больше.

— Что, на ваш взгляд, могло бы изменить ситуацию?

— Мы обратились в руководство компании, чтобы наши отраслевые институты инициировали и разработали внесение изменений в ГОСТ. По инновационным технологиям был проведен тест, и проектные институты отрасли согласны, что светодиодное освещение должно быть заложено именно на стадии проектов. Проблема эта, что называется, на повестке дня, и наш менеджмент во главе с главным инженером дороги Владимиром Зинером над этим работает.

— Вот уже не первый год ваш основной партнер — ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника». Чем обусловлен этот выбор?

— Наше сотрудничество началось в 2008 г. и с каждым годом становится все плотнее. Мы понимаем, что установленное светодиодное оборудование нам же потом эксплуатировать. Поэтому с предприятием, которое находится рядом, в этом отношении работать гораздо проще — оно мобильнее. К тому же Октябрьская ж/д заинтересована в поддержке производителей нашего региона. Послужной список компании тоже впечатляет: «Светлана-Оптоэлектроника» — лидер в производстве мощных белых свето диодов на российском рынке с более чем десятилетним опытом. Она не только производит светехнику на основе светодиодов, осуществляя полный технологический цикл изготовления, но и осуществляет мониторинг отработанных объектов. Конечно, мы работаем и с другими поставщиками, но, по оценкам наших эксплуатационных служб, светильники от «Светлана-Оптоэлектроника» заметно выигрывают в качестве. Поэтому доверие к этой компании у нас высокое.

ОАО «РЖД» в течение многих лет является ключевым заказчиком для компании «Светлана-Оптоэлектроника», причем с каждым годом количество совместно реализуемых проектов стабильно увеличивается. О том, какую роль играет компания в процессе перевода РЖД на новые энергосберегающие технологии освещения, рассказывает руководитель направления Григорий Дондурей.

— В каких проектах по переходу РЖД на светодиодные технологии принимает участие «Светлана-Оптоэлектроника»?

— Следуя стратегии энергосбережения, РЖД при непосредственном участии нашей компании реализует крупную программу «Применение светодиодной техники». В рамках этой инициативы нами переоснащено два крупных объекта: станции «Волховстрой» и «Новый порт». Вообще говоря, то, что пассажиры привыкли называть станцией, на самом деле называется платформой. А железнодорожная станция — это большое количество путей, на которых находятся различные составы. Она может быть, к примеру, сортировочной и предназначаться для временного простоя транспорта с его последующим перегоном на другие объекты. Еще бывают осмотровые станции, на которые вагоны подаются для технического обслуживания. Так вот, на станциях «Волховстрой» и «Новый порт» мы оборудовали светодиодными светильниками жесткие поперечины — металлические ригели, закрепленные на двух железобетонных опорах по обе стороны путей. С этих поперечин освещается междупутье крупных станций. В рамках программы мы уже установили около 700 ри-гельных светильников на двух станциях общей площадью 180 тыс. кв. м.

— Насколько сложной задачей для современных светодиодных технологий является освещение междупутий железнодорожных станций?

— Специфика ригельного светильника в том, что он должен светить узкой полосой (шириной около 5 м), но на большую дистанцию, поскольку расстояние между двумя осветительными ригелями может составлять 60-150 м. Соответственно, два светильника, расположенные друг напротив друга, должны перекрывать эту дистанцию. Причем от них требуется светить не только вперед, но и под себя, чтобы освещать пространство под ригелем. Поэтому в одной плоскости такой светильник довольно узкий, а в другой — наоборот, широкий. Для светодиодной светотехники это довольно непростая задача. Несколько лет назад у нас был пилотный проект в Киришах, где мы на пробу оборудовали первой модификацией наших ригельных светильников несколько жестких поперечин. На сегодня они уже претерпели не одну модернизацию, и даже установленные на двух станциях модели не являются конечным вариантом исполнения. Поэтому чем больше мы делаем объектов, тем больше на практике понимаем, что нужно улучшить в своей продукции.

— Какая еще светодиодная продукция используется для освещения станций РЖД?

— Помимо ригельных вариантов, уличное освещение станции подразумевает установку светильников на опорные столбы вдоль железной дороги. Эти светильники были разработаны нами специально для РЖД в кратчайшие сроки, всего за три месяца. Также у нас есть светильники для освещения платформ. Новейшая наша разработка в области наружного освещения — высокомачтовая осветительная установка на 30-метровой опоре, зона освещения которой составляет один гектар. Недавно мы поставили РЖД первые образцы для опытной эксплуатации.

— Для каких еще целей может использоваться на железной дороге предлагаемая «Светланой-Оптоэлектроника» светодиодная продукция?

— Помимо станций и платформ, у РЖД есть множество инфраструктурных объектов гражданского назначения. В них нашли широкое применение наши лестничные светильники ТИС-1 с уровнем освещенности 20 лк, светильники ТИС-17 для производственных помещений в пожаробезопасном исполнении из силикатного стекла, а также светильники ТИС-15 с уровнем освещенности 100 лк для подвесных потолков «Армстронг». Последние уже установлены в кабинете начальника дистанционной службы Октябрьской ж/д и в центре управления перевозками на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Интерес к этим видам продукции проявляют все филиалы ОАО «РЖД», и мы уже ведем переговоры о сроках поставок. Также мы предлагаем использовать светодиодные технологии для освещения ремонтных цехов подвижного состава. В таких помещениях необходимо создать три уровня освещения: верхний (потолочное), средний (борта состава) и нижний — так называемое канавное освещение, которое позволяет осуществлять ремонт колесных пар и днища состава. Для всех перечисленных уровней у нас есть в продуктовом портфеле специально разработанные светодиодные светильники. Они уже используются в ремонтных цехах, обслуживающих скоростные поезда «Аллегро», которые с недавних пор курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Нашими светильниками освещен также цех экипировки и мойки поездов «Сапсан». В нем установлены светильники со специальным износостойким покрытием, устойчивым к воздействию паров и влаги.

— Есть ли уже у компании опыт внедрения светодиодных светильников на железнодорожном транспорте?

— В качестве пилотного проекта по оснащению светодиодными технологиями подвижного состава мы сделали для электровоза ЧС6-025 внешнее буферное освещение, а также внутреннее освещение рабочего места машиниста и машинного зала. Причем в этом проекте для внутреннего освещения использовались в том числе и зеленые светодиоды, которые позволяют работать с приборами и документами даже в ночное время, не мешая при этом следить за дорогой и не утомляя зрение. В этом проекте использование светодиодных светильников привело не только к экономии энергопотребления, но и к значительной оптимизации освещения.

— Все перечисленные светильники являются серийными продуктами или специально разрабатываются для конкретных проектов РЖД?

— Серийное производство таких светильников бессмысленно в отсутствие гарантированного объема заказа. Строительство конвейера возможно только тогда, когда продукция разлетается как горячие пирожки, в противном случае она будет похоронена на складе. Пока что мы даже светодиоды не производим серийно, поскольку светодиодные изделия не являются продукцией массового спроса. Но в нынешнем году мы готовим к запуску две автоматические линии, на которых будет выпускаться полностью готовый к сборке светильников продукт. При этом сама сборка светильников осуществляется вручную, что позволяет нам максимально кастомизировать конечный продукт под потребности заказчика с учетом специфики его объектов. Благодаря тому что мы располагаем собственным производством полного цикла, мы можем удовлетворять потребности заказчиков очень быстро. Например, недавно у нас был заказ на 250 светильников, и мы выполнили его за неделю. Для светодиодной продукции это очень короткий срок.

— Кто осуществляет монтаж светодиодных светильников на объектах РЖД?

— Мы вступили в НП СРО «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства». Членство в этой саморегулируемой строительной организации дает нам право самостоятельно проектировать и монтировать светильники на объектах железной дороги. На сегодня у нас есть генподрядные договоры с ОАО «РЖД» и с «Отраслевым центром внедрения новой техники и технологий», который курирует инновации на железнодорожном транспорте. Разумеется, мы далеко не все делаем самостоятельно, поскольку объектов очень много и у нас не хватает ресурсов, чтобы охватить их все. Поэтому, выступая в роли генподрядчиков проекта, мы привлекаем к монтажу светильников субподрядчиков, которые работают под нашим чутким контролем.

— Какие требования предъявляет РЖД к светодиодной продукции?

— Каждый проект для РЖД имеет технико-экономическое обоснование, в котором просчитан положительный эффект от внедрения светодиодных технологий. Кроме того, для каждого объекта железной дороги предусмотрены требования по удельному расходу электроэнергии (Вт на кв. м), к электромагнитной совместимости и цветовым характеристикам используемых светильников, в частности, к их цветовой температуре. И мы выполняем все проекты в строгом соответствии с этими требованиями. Наше сотрудничество с ОАО «РЖД» длится уже много лет, и такого опыта, как у нас, пожалуй, на сегоднянет ни у кого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *