Российский рынок терминалов самообслуживания
Торговые автоматы появились в 80-х годах XIX века. В 90-е к ним прибавились автоматы музыкальные, широко знакомые по кинофильмам, еще через десять лет автоматы-прачечные и так далее. В настоящее время лидером в этой области сервиса является Япония, где один автомат приходится на 23 человека (для сравнения в России их в 20 раз меньше).
В СССР терминалы самообслуживания появились в конце 50-х, но к концу 90-х их почти не осталось – за исключением метро. Бурный рост начался в нулевые, с появления игровых автоматов, банкоматов и терминалов для оплаты сотовой связи.
Какие бывают терминалы самообслуживания?
Терминалы самообслуживания могут быть различными по своему назначению и функционалу. Вот некоторые из наиболее распространенных типов:
- Банкоматы. Это наиболее известный тип терминалов, который позволяет клиентам выполнять банковские операции, такие как снятие наличных, оплата счетов, перевод денег и т.д.
- Терминалы оплаты. Эти устройства позволяют оплачивать товары и услуги с помощью различных платежных систем, таких как карты, электронные кошельки и мобильные платежи.
- Информационные терминалы. Они предоставляют информацию о товарах, услугах, расписаниях и других данных.
- Автоматические кассы. Эти терминалы позволяют покупателям самостоятельно оформлять покупки и оплачивать их без помощи кассира.
- Вендинговые автоматы. Предназначены для продажи разнообразных товаров, наиболее сейчас распространены кофемашины.
Объем рынка и количество производителей
Российский рынок терминалов самообслуживания продолжает расти и развиваться. По оценкам экспертов, объем рынка составляет несколько десятков миллиардов рублей.
что качается поставщиков самих автоматов, на рынке представлено около 150 компаний, из них 52 заявляют о себе как о производителях. Среди них можно выделить такие компании, как NCR, Ingenico, Атол, Эвотор и другие.
Перспективы рынка и выводы
Рынок терминалов самообслуживания имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Несмотря на то, что игровые автоматы ушли по юридическим причинам, а терминалы оплаты из-за развития интернет-банкинга, с ростом цифровизации и автоматизации процессов, спрос на эти устройства будет только увеличиваться. За последние пять лет в среднем он составил 10,5% в год, что опережает и рост ритейла и экономики в целом. Это открывает новые возможности для производителей и поставщиков услуг – от изготовление корпусов терминалов до монтажа печатных плат и вязки жгутов. Для светотехники тут существует относительно небольшая ниша подсветки экранов клавиатур и товара в случае вендинга.
Однако, несмотря на все преимущества, рынок терминалов самообслуживания также сталкивается с некоторыми вызовами. Например, значительная часть комплектующих имеет зарубежное происхождение и с поставками периодически возникают проблемы.
***
Таким образом, российский рынок терминалов самообслуживания представляет собой динамично развивающуюся отрасль, которая имеет большой потенциал для роста и развития. Он предлагает широкие возможности для бизнеса и инноваций, а также способствует повышению уровня комфорта и удобства для потребителей.