«Аппетитный» свет в торговле.
Оптика LEDiL и светодиоды Edison
Времена романтического стремления человечества к звездам прошли, и в современном мире на первое место вышел человек потребляющий (homo consumit). Именно он теперь определяет цели и задачи развития цивилизации, и это его мечты о «дружбе в соцсетях» или «новом гаджете от Apple» создают и разрушают миражи многомиллиардных капитализаций модных брендов. Новая наука «маркетинг» изучает повадки homo consumit и его реакции на всевозможные внешние раздражители. Задача всех этих научных изысканий — найти кратчайший путь к кошельку потребителя, дабы он в очередной раз купил и еще раз прокрутил товарно-денежные шестеренки глобальной экономики. В рамках этой статьи мы поговорим об одном из приемов воздействия на покупателя в современной торговле — специальной подсветке товара как части искусства мерчендайзинга (приемы выкладки и визуальной подачи товаров).
Свет в магазинах служит для общего освещения и привлечения внимания потребителя к определенным зонам торгового зала. Наиболее крупный сегмент торговли в России — сетевые ритейлеры, которые продают еду в больших гипермаркетах. Они уже осознали выгоды и преимущества светодиодного освещения и начинают широко использовать светодиодные светильники для общего освещения торговых залов. Но самые выгодные инвестиции — это инвестиции в акцентное освещение, ибо грамотно организованная акцентная подсветка товаров увеличивает продажи на 30% (рис. 1).
Акцентная подсветка торговых зон уже активно используется в овощных, мясных отделах гипермаркетов. Зачем нужен свет с разными оттенками? Чтобы преподнести потребителю еду в наиболее аппетитном виде (рис. 2). И чтобы покупатель подсознательно выбрал именно тот товар, который был предназначен мерчендайзером к продаже в первую очередь.
При планировании освещения различных зон торгового зала гипермаркета необходимо учитывать специфику восприятия покупателями различных товаров. Так, мясо мы привыкли воспринимать красным, сыр — желтым, свежую рыбу — лежащей на ледяной «подушке», а лед, как известно, холодный.
Свежий вид рыбы в значительной степени зависит от освещения, поэтому здесь оптимально будет использовать направленный поток холодного белого света, подчеркивающий блеск льда и создающий впечатление, что рыба только что была выгружена, а также создающий привлекающую внимание игру света на поверхности льда. Поскольку на прилавках в том числе присутствует красная рыба (семга, форель и т. д.), ее лучше подсветить теплым золотистым светом подвесных светильников или прожекторов, который позволит подчеркнуть розовый оттенок продуктов.
Хлеб, выпечку лучше подсвечивать лампами теплого спектра. Тогда хлеб и выпечка будут выглядеть так, как будто их только что вынули из печи. Для этой цели также используются красные светофильтры в сочетании с серебристым отражателем.
Поскольку сыры являются чувствительными к воздействию тепла, применение ламп может пагубно повлиять на сохранность продукции. В то же время необходимо достичь максимально желтого оттенка светового потока, так как большинство сыров покупатели хотят видеть именно такими. Даже самые изысканные сорта сыра будут выглядеть для покупателя более привлекательно под мягким и теплым желтым светом.
При определении качества мяса покупатели оценивают его внешний вид, и это утверждение справедливо в отношении мяса в большей степени, чем в отношении каких-либо других сырых продуктов. Мясо на прилавке должно выглядеть особенно привлекательным: свежим, хорошо охлажденным и высококачественным. Красная подсветка пробуждает у покупателя аппетит и способствует укреплению его доверия к продукту. Еще более усилить ощущение свежести мяса можно, если дополнительно использовать специальные фильтры. Розовый фильтр усиливает красную составляющую в цветовой палитре продукта. Красный фильтр подавляет сине-зеленую область светового спектра, в результате чего происходит дополнительное подчеркивание красных цветов.
Сейчас торговые сети используют в основном галогеновые и металлогалогеновые светильники известных европейских производителей светильников для акцентной подсветки «вкусных» продуктов. А в последнее время появились экономические предпосылки для импортозамещения. Светодиодные светильники имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными:
- они энергоэффективны, что позволяет сделать яркое освещение недорогим (нужно учитывать как снижение прямых расходов на электроэнергию для освещения, так и косвенное снижение затрат на кондиционирование (выведение на улицу лишнего тепла от нагрева светильников);
- они долговечны и не требуют обслуживания, что позволяет сократить штат электриков для замены «сгоревших» лампочек;
- они не нагреваются более +100°, что уменьшает пожароопасность;
- они малогабаритные, что позволяет встраивать их в полки и элементы интерьера магазина;
- они могут формировать необходимые спектры и любые диаграммы распределения света.
Отечественные производители светильников имеют хороший шанс предложить рынку акцентные светодиодные светильники со специальными «аппетитными» спектрами. Для создания таких светильников нужны светодиоды с особыми спектрами и оптика, формирующая правильную диаграмму пространственного распределения силы света.
Подходящие светодиоды производит тайваньская компания Edison Opto Corporation. В семейство светодиодов HM30 по технологии СОВ с четырьмя спектрами (рис. 3, 4) входят:
- Snowhite, модель 2PSL30SW27P13001 — 3000 K. Спектр данной модели предназначен для освещения тканей, одежды и предметов с яркими насыщенными цветами. Отличительной особенностью может быть отсутствие эффекта засветки тканей с визуальной потерей насыщенности цвета, появление кремового или желтого оттенка на белом, как, например, при освещении металлогалогеновыми лампами. При этом цветные вещи визуально не меняют оттенок, а остаются такими же, как и при солнечном свете.
- Aroma, модель 2PSL30AW27P13001 — 2400 K. Спектр данной модели придает золотистый цвет продуктам желтого цвета и может быть применен для освещения хлебобулочных изделий, сыров, вин.
- Ruby, модель 2PSL30RW27P13001 — 2000 K. Глубокий розовый спектр Ruby визуально освежит продукты красного цвета. Это могут быть сырое мясо или цветы.
- Mela, модель 2PSL30MW38P13001 — 4500 K. Спектр Mela благодаря высокой цветопередаче (CRI>90) может быть применен как для освещения продуктов с насыщенными цветами, так и для салонов красоты, где кожа под этим спектром будет выглядеть естественной, нежной и мягкой.
Все эти спектры представлены в 30-Вт COB-светодиодах размером 19×19 мм с диаметром светового пятна 17 мм и толщиной алюминиевого основания 1 мм (рис. 5), что позволяет без проблем подобрать рефлекторы LEDiL для сборки светильников. Краткие параметры светодиодных матриц HM30 представлены в таблице 1.
Мощность, Вт |
ССТ, К |
Типовой поток, лм |
Падение напряжения, В |
Прямой ток, мА |
Код заказа |
Спектр |
|
Tj = +85 ºC |
Tj = +25 ºC |
||||||
30 |
3000 |
2190 |
2495 |
38,4 |
720 |
2PSL30SW27P13001 |
Snowhite |
2400 |
2375 |
2705 |
38,4 |
2PSL30AW27P13001 |
Aroma |
||
2000 |
2080 |
2300 |
38,4 |
2PSL30RW27P13001 |
Ruby |
||
4500 |
2350 |
2585 |
37,7 |
2PSL30MW38P13001 |
Mela |
Для применений, где требуются отдельные SMD-светодиоды, возможно изготовление светодиодов в стандартных пластиковых корпусах 2835, 5630 при заказе более 100 тыс. шт.
Акцентный светодиодный светильник формирует световой пучок при помощи вторичной оптики — линзы или рефлектора. Компания LEDiL создала широкую «палитру» линз и рефлекторов для торговых LED-светильников (табл. 2).
Модель |
Внешний вид |
КСС |
КПД оптики, % |
Материал линзы |
Размеры линзы, мм |
Примечание |
F14304_FLORENCE-1R-Z90 |
90 |
PMMA |
286×20×7 |
Мультилинза работает с 30 светодиодами |
||
F14468_FLORENCE-1R-Z60 |
94 |
|||||
C14454_FLORENCE-1R-O |
91 |
|||||
C13869_VANESSA-B-S |
94 |
PMMA |
295×16×8 |
Мультилинза работает с 12 светодиодами |
||
C13870_VANESSA-B-W |
92 |
|||||
C13871_VANESSA-B-O |
87 |
|||||
CN14236_WINNIE-S |
86 |
PMMA, холдер из PC |
50×20 |
Линзы работают с LED типа HM30, CLL030. |
||
CN14237_WINNIE-M |
87 |
|||||
CN14238_WINNIE-W |
88 |
|||||
F13379_ANGELA-S |
92 |
поликарбонат с алюминиевым напылением |
120×75 |
Рефлекторы работают с LED типа HM30 , CLL030, совместимы с Zhaga — стандартными держателями для LED CoB со встроенными контактами, что позволяет избавиться Однотипность крепления и габаритов рефлекторов семейства ANGELA позволяет менять КСС светильника, не меняя его конструкцию. |
||
F13380_ANGELA-M |
84 |
|||||
F13381_ANGELA-W |
84 |
|||||
F13325_ANGELINA-S |
92 |
поликарбонат с алюминиевым напылением |
82×31 |
Рефлекторы работают с LED типа HM30 , CLL030. Рефлекторы совместимы с Zhaga — стандартными держателями для LED CoB |
||
F13401_ANGELINA-M |
92 |
|||||
F13402_ANGELINA-W |
91 |
|||||
F13838_ANGELINA-XW |
94 |
|||||
CN13990_SAGA-HB-IP-WHT |
90 |
оптический силикон |
50×12 |
Линза работает с LED типа HM30, CLL030. |
* * *
Кризис — это время возможностей, а девальвация национальной валюты — это шанс для отечественного производителя. Сейчас есть возможность создать акцентные светильники для торговли со специальными спектрами, на базе новых светодиодных технологий. И пока курсы валют делают светильники известных западных брендов заоблачно дорогими у российского производителя есть шанс занять отечественный рынок, а может быть, и пойти дальше.