Сергей Никифоров – главный редактор журнала «Полупроводниковая светотехника»
Давняя и очень мудрая мысль о том, что если хочется, чтобы что-либо было сделано хорошо, то это нужно сделать самому, в масштабах страны выглядит как наличие собственного производства в максимально большом количестве областей деятельности. В то же время ни одна страна не существует в отрыве от мирового сообщества и не может не ощущать опережения развития некоторых технологий в других странах относительно своих. Однако исторически может сложиться так, что собственный технологический и инженерный потенциал не сможет поддерживать некоторые виды промышленности на мировом уровне и в этом секторе начинается импорт, что в итоге может совсем убить целую отрасль. Одновременно с этим талантливые производители международного масштаба «стягивают» на себя отдельные сектора промышленности, «подсаживая» на свою продукцию других и вводя их экономику во все большую зависимость. Таким образом, страна начинает потреблять только то, что ей «дадут», а происходит это часто из соображений политики или коммерческих интересов тех, кто «дает», и не всегда совпадает с планами в области потребления этой продукции. Упомянутая в первых строках мудрость оказывается нарушенной, и в результате обыватель вынужден пользоваться тем, что есть, а не тем, чем хотел бы. Вся описанная выше ситуация максимально близка к положению дел со светодиодами и соответствующей отраслью в нашей стране. Зато у нас имеется целая индустрия торговли, которую такое состояние промышленности (а именно ее практическое отсутствие) очень даже устраивает: нет производства — нет проблем с ответственностью за качество продукции: «Если вдруг что — так это они, производители, напортачили, а мы здесь ни при чем». Зато если все «прокатило», то это, конечно же, достижение наших менеджеров-«профессионалов».
Но, как и летящая ракета, КПД которой максимален на последних каплях горючего по причине самой малой ее массы, так и отечественная электронная промышленность имела самый высокий уровень развития в момент своего развала в 90-х годах, и такой, которого часто хватает и до сих пор, когда «горючее» давно кончилось, но приданное ускорение позволяет еще лететь по инерции, и поэтому кое-что у нас все же производится. Именно этому «кое-что» и удивляются светодиодные производители из Поднебесной, торговая граница с которой, особенно в этом летне-осеннем сезоне, размылась волнами Амура настолько, что вместе с разливом отодвинулась на многие тысячи километров вглубь России и проходит теперь не по его фарватеру, а приблизительно по контурам столичных таможенных терминалов. «Нам бы такие, как у вас, интеллектуальные возможности по разработке и «воспроизведению» светодиодной продукции!» — с завистью сказали руководители и инженеры фабрики COTCO из г. Худжоу несколько лет назад, обмакнув указательный палец в стаканчик с водкой, поддерживая таким образом тост за успех кооперации с россиянами на поставку светодиодов после того, как мешок отсортированных и проданных ими как один бин светодиодов рассыпался как минимум на три кучки после повторной сортировки в присутствии заказчика. Однако это не помешало фабрике впоследствии стать частью великой империи Cree, особенно поначалу стойко сохраняя описанные традиции сортировки. Только теперь стало понятно, что то удивление, как и процесс возлияния по-китайски, были формальными: они понимали, что их положение гораздо интереснее и выгоднее нашего, несмотря на то, что приходится терпеть обоснованные претензии по качеству. Неужели родное государство устроит такая ракета-прообраз нашей промышленности, которая так и не вывела ее на высокую орбиту мирового уровня? Ведь раз мы понимаем толк в качестве продукции, сильны в метрологии и еще не совсем забыли, как работает p-n-переход, то вполне можем ее «подзаправить» административной поддержкой и инвестициями и продолжить полет инженерной мысли. А то, что «порох в пороховницах» разработчиков есть, показала, например, прошедшая в октябре 2013 г. конференция-премия «Живая электроника России», на которой было представлено полтора десятка проектов в области электроники и полупроводниковой светотехники. И все они были готовы с радостью обрести заказчика и стать полезными, прежде всего, нашему обществу, но, как ни странно, больший спрос имеют лишь за границей. При сохранении сложившейся сейчас ситуации поколение 2050-х в очередной Новый год при просмотре традиционного фильма уже не удивится совпадению названий улиц, номеров домов, дверных замков и интерьеров квартир в разных городах, с уверенностью сказав: «Все понятно: значит, и Ленинград строили китайцы, побывав как-то на 3-й улице Строителей в Москве». Конечно, с точки зрения приложенных усилий, отдать многое на откуп сторонних производителей гораздо проще, при этом можно закрыть свои технические вузы, помещения предприятий сдать в аренду. И полностью стать потребляющей частью мировой экономики. Жаль только судьбу любимого фильма — он станет бессмысленным, потому как его герои с надеждой на правильный ответ каждое 31 декабря говорили нам: «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь».