Слово редактора
Не знала баба горя, да купила порося
Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», к. т. н.
Мы уже не раз рассуждали о таланте и даже гении тех, чьи идеи и разработки, открытые законы и созданные теории помогли человечеству в решении его насущных проблем. Однако как только человеческий интеллект порождал какое-либо открытие, даже если это был просто привязанный к палке камень, над этим новшеством тут же начинали работать критики-рационализаторы, недовольные пользователи, соседи, подсмотревшие из-за кустов (мол, мы тут привязываем покрепче), и те, кого этим инструментом по недосмотру не добили. Все они предлагали свои варианты улучшения параметров созданного устройства, увеличения удобства использования и уменьшения затрат на материалы для изделия, причем каждый хотел усовершенствовать свою часть, зачастую находящуюся в противоречии с первоначальной идеей. На фоне этого всеми забывался тот, кто все это придумал, стиралась в памяти сама идея: уже плохо угадывалось, зачем этот механизм нужен вообще, а отдельные, попав им по пальцу, с размаху разбивали им же памятник его изобретателю. Таким образом, получалось, что вроде бы было придумано нечто, в терминологии современной науки «решающее важную народно-хозяйственную задачу», но, с другой стороны, с его созданием в это «хозяйство» приходили соответствующие проблемы по его внедрению, экономическому эффекту и, наконец, безопасности использования.
Читать далее...Попытка решения этих проблем и становилась причиной мгновенного расцвета рационализаторской мысли вокруг такого события, особенно пользовавшаяся популярностью и соответствующим спросом в советское время. Например, талантливые инженеры с легендарного автозавода «ЗИЛ», территория которого в настоящее время превращена современным столичным руководством в элитную жилую зону, в период расцвета предприятия доработали свои грузовики до холодильника с непревзойденным качеством. Подобные примеры чудес преобразования и работы изобретателей и рационализаторов имелись и на авиационных заводах, «усовершенствовавших» фюзеляжи самолетов в кастрюли и раскладушки, служащие не один десяток лет. Однако, как ни прекрасны были и остаются эти примеры инженерных работ, в определенный момент, когда сковороды и велосипеды стало производить куда выгоднее, чем самолеты и автомобили, разрушенная индустрия оправдала такое поведение многозначным словом «конверсия». «Как жаль, что вы наконец-то уходите…» — вместо градоначальников, купцов и коробейников сказали сотрудникам именитых отечественных предприятий ничего не сведущие в истинной сути технического прогресса мэры, менеджеры и дистрибуторы, в одночасье превратившие их заводы в офисы с платной парковкой. А как же Д. И. Менделеев? Ведь перегибать палку нельзя: если будет не 40, а 41% объема, то назавтра будет болеть голова. Так рационализация — это ухудшение или улучшение? И нужна ли она в принципе? Эти вопросы не могли не коснуться и участников отечественной светотехнической отрасли. Ведь если уж и придумало себе когда-то человечество искусственное освещение, то уж извольте решать возникшие вместе с этим достоянием проблемы. Оказалось, что все не так просто — зажег факел и лови мамонта хоть всю ночь: медики сделали вывод, что свет плохого качества ничуть не лучше его полного отсутствия. Так же, как и знаменитое предупреждение Минздрава «о вреде курения», только на первый взгляд выглядящее неоспоримо, однако неизвестно, что опаснее для здоровья: курить или не курить, если ночью в темной подворотне у вас попросят сигаретку. Примерно так и рассуждают современные выпускники юридических и экономических вузов, в какой-то момент решившие заняться производством и реализацией светотехнических изделий, потому как рассмотрели в этом для себя «хороший рынок». Совершенно не отяготившись техническими знаниями и поэтому до неузнаваемости изменив облик рационализатора, они начали сразу с «улучшения» уже и без того «обезжиренных» азиатских ламп и светильников, прошедших через несколько сепараторов «доработок» с целью удешевления и представляющих собой светотехнический отгон. Именно он-то и попадает, в первую очередь, в магазины и подъезды, на автострады и в прочие госзакупки, потому что здесь, как и на железной дороге: если вы не успели взять льготный безденежный билет в кассе, то контролеры вам с удовольствием продадут его в электричке за 100 руб., и вы продолжите путь. Как и в этом примере, чужая беда никогда не застает этих «рационализаторов» врасплох и они, не ведая, что своими изделиями могут нанести вред и собственному здоровью, пишут на этикетках ламп «аналог солнечного света». И, словно на одесском Привозе, отвечают обывателю на его вопрос: «Почему у вас семечки по двадцать копеек, а у всех по десять?» — «Потому что двадцать — больше». Да и что еще они могут ответить, если уже никто из них и не помнит, что искусственное освещение придумано отнюдь не для наживы?