Разучился смотреть вдаль, разучился считать до ста
Сергей Никифоров – главный редактор журнала «Полупроводниковая светотехника»
Соблазн подсмотреть, как на школьной контрольной работе решает задачку сосед по парте, посещал когда-то большинство из нас. И это, как правило, была вынужденная мера: надо было срочно найти ответ на вопрос в задаче или хотя бы понять, как она решается, чтобы потом применить это в своем варианте задания. Но списывание списыванию рознь, и на такое подглядывание не всегда шли только за этим. Например, ничуть не реже нужно было просто удостовериться в том, что ты у себя все решил верно, или, наоборот, понять, что сосед-то и сам не знает, как это делать, потому что уже наплодил в решении гору ошибок. Но когда дело касалось творческих заданий, которые, к сожалению, уходят в прошлое, — сочинений или каких-либо описательных ответов на вопросы, списать «под копирку» было нельзя, но соединить или использовать мнение соседа в своем — очень даже полезно.
Ведь, собственно, большинство знаний нами и были получены на таких вот контрольных работах, когда есть высокий стимул что-либо узнать. Однако основная идея любого образования, а тем более его контроля (в виде экзаменов или контрольных работ) — это все же самостоятельное творчество. То есть такой процесс, когда человек использует только свой потенциал. И если его нет или не хватает для решения задачи, то, получив «двойку», по сценарию образовательного процесса, в следующий раз он заставит себя выучить предмет и такой потенциал приобрести. Это потом мы начинаем понимать, что тот самый процесс не что иное, как модель взрослой жизни или жизни вообще, когда вместо «двоек» есть куда более серьезные результаты отсутствия знаний, навыков или их применения в различных ситуациях.
История нашей планеты знает примеры, когда жизнь отдельных ее сухопутных обитателей в течение нескольких тысяч поколений существовала совершенно изолированно от других ее представителей. Такое могло быть на отдельных островах или даже материках, границы которых были (и остаются) разделены тысячами километров океанов, и поэтому никто из них не мог перебраться друг к другу. И хотя у этих созданий «списать» или «подглядеть у соседа» не было возможности, это не означало, что они не имели развития. У них не было выбора, и они решали все задачи эволюции самостоятельно.
Вероятно, именно поэтому со временем они добивались идеального баланса в отношениях с окружающей природой и имеющимися соседями (если таковые были), а потому можно было называть их жизнь счастливой. И как только одно очень известное, но не так давно ставшее двуногим млекопитающее придумало, что на деревяшке можно переплыть океан и помочь смешать все, по его мнению, так тоскующие друг без друга виды, многие из тех жителей планеты перестали существовать. Одним из таких примеров является многострадальная птица додо с острова Маврикий, которой крупно не повезло, потому что благодаря миллионам лет одинокой и счастливой жизни на острове она разучилась не только летать, но и бояться отсутствующих там врагов, в результате первый же приплывший на деревяшке 400 лет назад двуногий просто ее уничтожил. Теперь вместо поредевших лесов острова она живет барельефом на местных монетах в кошельках маврикийцев и смотрит на нас только с гербов и картинок. А ведь некогда и у нас в стране была самобытная развитая промышленность, научная мысль и собственное направление развития.
Мы, конечно, подглядывали к соседям в тетради и их шпаргалки, но сами старались не давать списывать никому. Не сказать что по всем предметам у нас была круглая «пятерка», но теперь мы понимаем, что та «тройка» с плюсом гораздо «тверже» нынешней отличной оценки. Но самое важное — мы хорошо научились создавать, творить и мыслить самостоятельно, опираясь только на собственное знание и воображение. И это вовсе неплохо, что у нас не было такого открытого доступа к чужим вариантам контрольных работ: по крайней мере они не сбивали нас с толку своими далеко не всегда верными ответами. Вероятно, по аналогии с птицей додо, всеобщее объединение и доступ к мировой информации, хлынувшей в начале века, принес нам подобный ее судьбе результат. Такая доступность открывает интересные перспективы, но не дает сосредоточиться на собственных разработках и только увеличивает соблазн «слизать» чужие. Видимо, нашей стране не стоит глубоко окунаться в мировой опыт, потому что только тогда у нас остается возможность что-то для себя разработать свое. Любой крупный проект чиновники теперь начинают со слов: «мировой опыт показывает…». Будто думать своей головой нам теперь и не нужно. Да и зачем? Ведь китайцы, приезжающие на экскурсию в Россию, видят тут все свое и поистине чувствуют себя как дома. Везде: и в магазинах, и на улицах — они замечают в основном только товары из Поднебесной и начинают понимать, куда девается продукция китайских производств, не поступившая на их внутренний рынок по причине ненадлежащего качества. И теперь у нас в руках одинаковые телефоны, одинаково звучащие при вызове, в них одинаковые игры, одинаковые сайты соцсетей и одинаковые алгоритмы общения, убивающие в нас индивидуальность и любое желание и возможность думать и творить самостоятельно. Теперь мы популяция, которую можно считать отдельной, самостоятельной только в масштабах космоса относительно других планет, но не среди нас самих — жителей нашей планеты, как это было задолго до нас. Но хочется надеяться, что еще очень долго мы не скажем о том времени, что его «никогда уже не вернуть».