Полупроводниковая светотехника №4’2021

Слово редактора

Чистая Правда со временем восторжествует, если проделает то же, что явная Ложь

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», к. т. н.

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», к. т. н.

В современном мире многие стороны нашей жизни кажутся нам созданными нами же исключительно в ходе эволюции общества. Большинство из них, как бы ни противоречиво это звучало, основаны на разного рода иллюзии или обмане. Но обмана  хватает и в природе, и там, как и в нашей жизни, он используется исключительно в практических целях пропитания или выживания: кто-то спрятался от хищника, искусно замаскировавшись под окружающий ландшафт, но хищник не менее успешно  сделал то же самое, таким образом обманув свою жертву. Как видно, средства обмана одни, только цели могут быть совершенно противоположными. Таким образом, как и во многих перечисленных нами ранее случаях, все придумано гораздо раньше, чем нам кажется, и уходит корнями в наши инстинкты. И если рассматривать обман как инстинкт, то проявлением последнего можно объяснить большинство наших действий и поступков по отношению друг к другу.

Человеческая мимикрия проявляется повсеместно и давно преобразована в целые пласты нашей деятельности: огромные индустрии, технологии и фабрики. Чего стоит одна только Великая иллюзия кино, получившая развитие в компьютерной виртуальной реальности, где,  пожалуй, ее создатель невольно ставит под сомнение даже собственное существование. Во всех сферах нашей деятельности, как видно из приведенного рассуждения, состоящей в основном из иллюзии и неправды, принимает участие подавляющее  большинство населения, поэтому день ото дня мы по множеству раз можем менять роли на противоположные — умышленно или невольно обманывать и быть так же успешно обманутыми. Но, как правило, нас это нисколько не смущает, наоборот, зачастую мы вовсе не против оказаться в плену иллюзии ради нетривиального взгляда на решение жизненных задач. Или ради собственного успокоения. «Ах, обмануть меня не трудно!  Я сам обманываться рад!» — двести лет назад писал Александр Сергеевич, предполагая, что упомянутый обман будет только во благо, несмотря на то, что будет понятно, что это обман. Поэтому и неправдой-то его трудно назвать.

Читать далее...

Действительно, всегда ли нам нужна правда? Ведь она может оказаться отнюдь нелицеприятной и вряд ли будет способствовать основной своей цели — развитию и движению ее обладателя в правильном направлении. Тогда уж лучше иметь в голове  иллюзию и вовсе отказаться от такой правды — даже не ведать о ней. Тем более что любая правда может невольно оказаться слишком далекой от истины. Однако есть и такие сектора нашего бытия, где даже умышленное сокрытие правды в виде лжи рано или поздно не справится с ее проявлением. Так же, как и в очень известном примере с табличкой «Заяц» на клетке с тигром: пока не появится кто-то из них, не станет понятно, что там точно не бегемот. 

Похожей клеткой с подобной табличной можно охарактеризовать существенную долю рынка продукции нашей светотехнической отрасли. Именно такая неопределенность почти всегда сопровождает большинство потребителей светотехнических изделий  всех уровней — от покупателей ламп в магазине до заказчиков крупных партий светильников, поставляемых по различным контрактам. Несмотря на то что времена радикальной фальсификации параметров обозначенной продукции уже в прошлом, речь не идет о замене зайца тигром, а тем более бегемотом (хотя поверившие в надпись находятся и сейчас), отдельные и порой даже очень важные характеристики бывают искажены. И вроде бы ничего страшного, что немного не хватает  светового потока (что не сразу и углядеть), несколько не тот оттенок белого цвета, вместо заявленных IP40 всего IP20, и уж точно сходу не понять, насколько не соответствует надписи реальное энергопотребление…

А там, где все это установлено, — вполне светло, урагана или дождя с потолка на светильники не предвидится, да и провода достаточно толстые, чтобы перегрузить этим оборудованием сеть. В целом, все хорошо. Ну и зачем тогда всю правду об истинных параметрах знать потребителю или заказчику, ведь даже маленькая ложь рождает большое недоверие? Уж не об этом ли говорил Александр Сергеевич, имея в виду неистребимый природный инстинкт и способности к обману? 
Желающим быть обманутыми — потребителю или заказчику — возможно, и незачем, но для тех, кто создает для них иллюзию, знание истинного положения дел необходимо. Именно для этого, наряду с технологиями взаимного надувательства, в техническом секторе рынка давно работает механизм верификации — некий инструмент поиска истины и степени ее удаленности от правды при ее декларировании производителем или разработчиком продукции. Поэтому истина, найденная в процессе верификации параметров, для рачительного хозяина и ответственного производителя должна быть гораздо дороже правды. Обладая ею, понимаешь, что именно она, по всей вероятности, станет поводом для создания качественной продукции и будет лежать в основе честного декларирования, делая рынок более абсолютным и реальным, лишенным неуместных иллюзий. И даже если кем-то и задуман обман, но исходные данные для него будут представлять собой истину, то очевидно, что вовсе  «разницы нет никакой между Правдой и Ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть».

Рынок

Светодиоды, светодиодные кластеры и сборки

Источники света

Источники и системы питания, драйверы светодиодов

Материалы

Световая среда

Применения и проекты