Полупроводниковая светотехника № 5/6’2022

Слово редактора

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», д. т. н.

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», д. т. н.

Но зачем-то ему тоже нужно пройти четыре четверти пути!

Воспитание и обучение подрастающего поколения премудростям неизбежно надвигающейся на него взрослой жизни, среди многих других, еще один процесс и вместе с ним — одна наука, не придуманная и не открытая человеком, однако используемая им всеми доступными сейчас средствами. Так происходит у всего живого на нашей планете, когда у него появляется потомство. Важное место в отмеченном процессе воспитания, кроме собственного примера и моделирования различных жизненных ситуаций, занимает игрушка. Различные предметы такого назначения встречаются и у животных, когда, к примеру, волчата или тигрята играют какой-нибудь костью от прежней добычи, имитируя охоту на нее, и невольно оттачивают мастерство. Поэтому еще за 3000 лет до н. э. наши предки подметили это полезное применение различных предметов не только для успокоения младенцев с целью еще большего успокоения родителей, но и для совершенствования стратегически важных навыков у взрослых детей. Соответственно, к игре и предмету игры сразу стали относиться отнюдь не как к бессмысленному занятию и процессу, а наоборот, пытаясь создать их с минимальным отличием от реальных аналогов.

Читать далее...

Таким образом, игрушка, как собственно и игра с ней, никогда не была по смыслу абсолютной «безделушкой», оторванной от реальности, и всегда в значительной степени имела целью научить играющего чему-то полезному. Очевидно, что современные детские куклы, машинки и пистолеты, даже в отдаленном от их натурального образа виде, непременно дадут понимание того, какими эти предметы бывают, для чего служат и как они выглядят. Однако опыт последних поколений детей, для которых игрушки были слишком доступны и поэтому потеряли истинную ценность, показывает, что вместе с той потерей они утратили существенную долю своей основной задачи для них — быть прототипом, «преподавателем» настоящего, взрослого мира. Именно поэтому, переставая быть детьми по достижении соответствующего возраста, современные молодые взрослые продолжают играть, но теперьуже в настоящие, а не игрушечные предметы. Таким образом, все больше считавшийся ранее парадоксальным тот факт, что игрушка не теряет своего значения по мере взросления человека, перестает быть парадоксальным.

В так называемой взрослой жизни отдельные виды игрушек продолжают удовлетворять эмоциональные, эстетические и интеллектуальные потребности человека. Очень часто с помощью игрушки и игрового процесса становится возможным смоделировать или даже заменить ситуации и события, которые неосуществимы в реальном мире в силу тех или иных причин, но зачем-то бывают необходимы. Поэтому все чаще игрушки и игры современных взрослых «детей» подменяют собой так и не освоенную за детство с помощью игр достаточно суровую реальность и создают иллюзию, пребывая в которой очень трудно поверить, что время игр закончилось. Отчего такого эффекта не происходило, когда с игрушками было туго, например в провинциальной деревне прошлого века, и вроде бы наоборот, играть бы тогда взрослым, когда их доступность выше? Вдобавок отчего-то и дети те, уже нескольких лет от роду, умели гораздо больше современных и были куда выносливее. Но секрет достаточно прост: там не было нянек, репетиторов, педагогов высших разрядов и кружков по интересам, но была постоянная школа родителей, которые только личным примером и только при участии самих детей, показывали им, как делаются дела и как устроена жизнь. И этот перманентный урок длиной в детство, в котором был лишь один предмет — труд и еще раз труд, даже при отсутствии игрушек оказывался неподражаемо действенным. Такое воспитание можно сопоставить разве что с цирковым искусством, которое сложно, натурально и истинно — «без дураков». И если там и есть иллюзия, то только в перерывах между серьезными номерами, а ни в коем случае не вместо них. Как, впрочем, и клоунада — эдакая серьезная шутка, только подчеркивающая всю сложность и тяжесть циркового труда.

Вот и наше издание теперь еще больше «повзрослело» — одобрение ВАК РФ публикаций в нем научных материалов — явно не иллюзия, игра или реприза, а будто очень непростой и часто непредсказуемый шаг канатоходца вперед. Определенные достижения, словно спортивные пьедесталы, пусть тяжело, но завоевать можно, однако важнее и еще труднее — удержать их в дальнейшем. Но именно так устроена эволюция, что если стремиться к совершенству, то нельзя миновать сложностей на пути к нему. Поэтому, оценивая значимость нашей миссии в развитии отрасли и науки, мы осмысленно встаем на этот непростой путь сохранения имеющейся «планки» и дальнейшего ее подъема. В то же время мы понимаем, что существующий, почти пятнадцатилетний опыт в отраслевой научно-популярной аудитории может позволить нашему журналу и дальше двигаться по-прежнему, будто в той самой иллюзии, игре, которой заполняют перерыв между серьезными номерами — на четверть от возможного, «но, должно быть, ему очень нужно пройти четыре четверти пути!».