Полупроводниковая светотехника № 5-6’2023

Слово редактора

Оглянись, незнакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком…

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», к. т. н.

Никифоров Сергей Григорьевич, руководитель лаборатории «АРХИЛАЙТ», к. т. н.

Вкусный, красивый, большой или маленький, приятный, холодный или не очень, интересный, важный или незначительный, бледный, дорогой или приемлемый, солоноватый или сладковатый, негодный или «еще походит», бледно-розовый или слишком яркий…

Да мало ли в любом языке прилагательных, означающих то или иное состояние, оттенок или ощущение. Сколько бы их ни было, все они уже давно подчиняются известному и исчерпывающему правилу — «на вкус и цвет товарища нет». Поэтому никто никого и не уговаривает к тождественному ответу на соответствующий вопрос о предпочтениях. Хотя в достаточно большом множестве вещей, явлений и событий наши мнения сходятся, но все же остаются явно не однозначными, и обязательно найдутся те, у кого на этот счет совершенно противоположное мнение. И, что самое невероятное, неправых в этой ситуации не будет, даже если различных мнений окажется миллионы.

Тем не менее существует и множество ситуаций, когда нельзя принять во внимание и уважить все противоположные суждения и важно прийти к решению большинства. Именно тогда применяется очень распространенная мера оценки чего-либо с помощью весовых долей, или баллов. То есть доверенные представители большинства с различными мнениями ответственно решают: считать ли это самое оцениваемое ими нечто вкусным и полезным или, наоборот, противным и вредным. Сравнить такое решение можно, например, с оценкой стоимости (или, вернее, ценности) любого товара не в размерности другого товара, а неким универсальным эквивалентом, приемлемым для обмена на любой товар. Собственно, это и есть те самые деньги, которыми мы оплачиваем любой товар или услугу. Вот именно здесь, в этом месте, и кроется самый основной и важный нюанс этой самой относительной оценки чего-либо в размерности ничего не стоящего эквивалента, с помощью которого можно влиять на ту истинную стоимость, которую он отражает лишь условно. И только в этом месте можно сделать продажу выгодной — подороже продать и подешевле купить, ведь цена в эфемерном эквиваленте может быть любой, какой ее выдумают. Действительно, когда вы отдаете сахар за соль, все ясно: что на что и сколько на сколько обменивается, а вот когда за соль отдают назначенную большинством бумажку продавцу, непонятно ничего, поскольку ни те, кто назначил ей определенную цену в эквиваленте, ни сама бумажка или монетка не сделают ваш чай сладким, в отличие от реального сахара. Зато эти представители самого коварного зла и возбудители смертельной болезни человеческой алчности до предела упрощают товарно-денежные отношения, возникшие не менее чем за четыре тысячелетия до н. э.

Читать далее...

Однако система относительной оценки некоторых результатов человеческой деятельности, кроме произведенных товаров и их эквивалента в деньгах, применяется давно — например, в образовании, где всем учебным «балом» правит балл. Только теперь, в зареформированном образовании, вместо «абсолютных» экзаменов на демонстрацию реальных знаний те самые «представители большинства» устанавливают такие оценки, которые кажутся правильными им и лишь очень отдаленно отражают реальность знаний учащегося, экзаменующегося в виде решения кроссворда с ответами на той же странице. Вместе с этим, видимо для «удобства» присвоения тех или иных отметок за обозначенный уровень образования, как и за четыре тысячелетия до н. э., на этом поприще с успехом возникли свои товарно-денежные отношения, где относительные баллы, часто присваиваемые от лукавого, сами стали ходовым товаром, хорошо реализуемым за другой относительный эквивалент — деньги. Не слишком ли много условностей и эквивалентов, позволяющих оперировать ценностью исходного товара — знаниями, в пределах, ограниченных только фантазией «представителей большинства»? А в последнее время идея отмеченной эквивалентности в виде баллов с успехом проникла в ряд других сфер, таких как конкурсы на поставки оборудования или экзамены на оценку степени локализации производимых товаров. То есть теперь творчество тех, кто в свое время вложил определенные средства не в знания, а в баллы, должно работать на то, как по подобному опыту обеспечить получение баллов, отражающих происхождение производимой продукции. Однако если учесть, что некоторые соотечественники Постановления № 719 получали образование раньше введения баллов, поэтому традиционно обладают непревзойденным по остроумию творчеством, то они с успехом докажут, что даже камни, доставленные с Луны, — однозначно произведены в нашей стране. Что уж говорить о светильниках и светодиодах или о тех, кто их разрабатывает и производит: вполне вероятно, что следующим шагом будет требование декларирования доли «отечественности» в них самих, и в этом случае останется верить лишь набранным баллам. Однако кто-то из «не дотянувших до квалификации» наверняка вспомнит, что не так давно все было сделано ими же, и отечественным, и безо всяких баллов и долей. А на вопрос: «Как же вы так смогли и во что же вы тогда верили, если баллов не было?» — они, не задумываясь, ответят: «Как молоды мы были, как верили в себя».